01.06.2014 - Армия Украины исчерпала людские и материальные ресурсы, в войне на истощение — преимущество на стороне ополчения
На юго-востоке Украины под Славянском народные ополченцы несколько дней назад сбили вертолет Ми-8 правительственных войск. Погибли 14 военнослужащих, в том числе начальник боевой и специальной подготовки национальной гвардии генерал-майор Сергей Кульчицкий.
И.о. президента Александр Турчинов признал потерю вертолета и в очередной раз заверил, что вооруженные силы Украины освободят восток страны от боевиков и все виновные понесут наказание. Однако страна исчерпала людские и материальные ресурсы для продолжения АТО.
Потеря генерала – сильный удар по психике военнослужащих. Моральное состояние армии и так не на высоте. Основная масса солдат и офицеров не желает воевать с согражданами. Поэтому в боевых действиях принимают участие в основном Национальная гвардия и наемные батальоны территориальной обороны.
Выступая в парламенте, и.о. министра обороны Украины Михаил Коваль заявил, что все идет по плану: «В этом плане все четко расписано, этот план приведет к тому, что территория Украины, а именно восток Украины будет полностью очищен от сепаратистов… Я считаю, что мы выполним эти задачи своевременно».
На этом оптимизм иссяк. «Ротация осуществляться не будет. Мы вывели все силы и средства, – пояснил Коваль. – Мы прикрыли все государственные границы, мы готовы к выполнению задач по назначению, у нас нет ни одного лишнего человека, чтобы выводить и осуществлять ротацию».
Более того, в ближайшее время придется уволить в запас почти 6 тыс. солдат срочной службы, которых намеревались задержать в армии до конца АТО. Но массовые протесты солдатских родителей и недовольство самих срочников заставили пересмотреть планы Минобороны.
С территории проведения АТО пришлось вывести 51-ю отдельную механизированную бригаду, часть которой погибла 22 мая под Волновахой. Михаил Коваль пояснил: «Трагедия этой бригады была заложена давно. Трагедия заключалась в том, что при штате военного времени 4,5 тыс. человек, по штату мирного времени в бригаде было 450 человек».
Трагедия украинской армии была заложена еще 23 года назад, когда власть в Киеве решила, что Украина войдет в НАТО и сильная армия ей не нужна. Армию сделали источником доходов, распродавая доставшиеся от СССР сотни танков, боевых машин, вертолетов и самолетов. За 23 года были получены всего 10 новых танков и около 80 БТР, от которых отказался Ирак из-за трещин в броне.
Ротация войск, то есть замена потрепанных воинских подразделений свежими, невозможна еще и из-за отсутствия денег. На востоке военной инфраструктуры практически нет, почти все войска располагались, как и в советское время, в городках на западе. Перевозка личного состава и техники на восток железнодорожными составами, заправка топливом машин, шедших своим ходом, обошлись в миллиарды гривен.
Большой бедой обернулся аутсорсинг. За питание солдат отвечали гражданские фирмы. А они ехать на войну не обязаны. Солдаты в поле оказались без кухонь и поваров. Снабжение такое, что большинство частей живет впроголодь. Часто не хватает хлеба и питьевой воды.
Два дня назад ополченцы захватили воинскую часть 3035 внутренних войск. Солдаты-срочники по приказу командира стреляли в воздух, только один сержант-контрактник отстреливался из пулемета и был тяжело ранен. Вчера около 60 солдат в гражданской одежде отправились по домам. Остальных еще раньше разобрали родители.
«Народный мэр» Славянска Вячеслав Пономарев вчера заявил: «По нашим данным, потери украинской армии следующие: убиты 1200–1300 человек, 15 БТР, восемь вертолетов, три орудия подбиты. Они несут серьезные потери. Речь идет только о Славянске». На войне всегда преуменьшают свои потери и преувеличивают вражеские.
Но украинские войска явно не способны к решительным наступательным действиям. Они обстреливают города из гаубиц и минометов. Это попытка психологически подавить местное население. Добиться массовых протестов, чтобы изгнать ополченцев. Как в Югославии, где бомбежки привели к свержению Милошевича. Но лишь больше людей записываются в ополчение.
Война на юго-востоке с самого начала оказалась позиционной войной на истощение. Так она и тянется. Но если ополченцы не теряют решимости сражаться до победы и регулярно получают пополнение, войска и Нацгвардия исчерпали ресурсы, людские и материальные.
Отрицательный ответ США об отказе Киеву в поставках вооружений и военной техники озвучила журналистам представитель госдепартамента США Джен Псаки.
"Президент Обама одобрил три пакета помощи украинским военным (имеются ввиду нелетальная помощь, в том числе продовольственные пайки, палатки, каски, медикаменты - РГ), и мы продолжим рассматривать их запросы, но по поставкам оружия наша позиция не изменилась", - подчеркнула Псаки в ответ на просьбу журналистов прокомментировать обращение лидирующего по итогам выборов кандидата в президенты Украины Петра Порошенко. Напомним, ранее представитель госдепа заявляла, что "речи о поставках вооружений на Украину не идет".
Порошенко сразу после выборов на Украине дал интервью изданию Washington Post, в котором попросил у Вашингтона прямой военной помощи и предложил США "заключить новое соглашение в сфере безопасности, налаживать военно-техническое и консультационное сотрудничество, строить вооруженные силы Украины".
С этой просьбой киевские власти уже обращались к своим заокеанским покровителям. В марте назначенный Верховной радой премьер-министр Украины Арсений Яценюк побывал в Вашингтоне и, встретившись с Обамой, тоже запрашивал военную помощь. Но получил отказ. Возможно, Порошенко рассчитывал, что после выборов, которыми Запад стремился узаконить переворот на Украине, в Белом доме изменят свою позицию, но этого не произошло.
Почему же в Вашингтоне не желают протянуть в помощь руку, а точнее оружие, своим ставленникам? Ведь явно не потому, что у американцев нет такой возможности.
Если говорить о поставках оружия украинским военным в борьбе против ополченцев на юго-востоке, то глядя на размах карательной операции никак не скажешь, что им чего-то не хватает. В ход идут самолеты, вертолеты, артиллерия, а уж стрелкового оружия после разграбления военных складов на руках на Украине более, чем достаточно. Так что в этом смысле куда уж еще? В Вашингтоне это, очевидно, понимают, раз отказывают даже несмотря на свою поддержку карательной операции.
Однако Порошенко в интервью изображал потенциальным противником вовсе не ополченцев, а Россию, жаловался, что "санкции недостаточно действенны, поэтому необходима прямая военная помощь". Тут украинские политики видимо хотят обыграть попытки Вашингтона изобразить стороной украинского конфликта Россию, напирая на события в Крыму, использовать этот момент пока Запад еще "на взводе" и задаром запастись оружием, а то потом придется покупать.
Но и в этом случае США не видят смысла в военной помощи. Сам Обама в конце апреля заявил: "Неужели кто-то думает, что поставки оружия на Украину позволят противостоять российской армии?". Редкий случай, когда президент США в комментарии по Украине исходил из здравого смысла, а не идеологических установок или требований своих оппонентов.
Если же говорить о поставках современных высокоточных вооружений, то есть тут и другие препятствия. Во-первых, такими вооружениями необходимо уметь пользоваться. А в Вашингтоне не раз признавали, что украинская армия находится в аховом состоянии, в том числе в смысле подготовки кадров, нуждается в глубоких реформах. И начинать их надо явно не с отправки туда современных вооружений.
А во-вторых, США на самом деле не так уж неразборчивы в вопросах военной помощи, как иногда может показаться. Вашингтон с одной стороны сложно заподозрить в излишней щепетильности: отправляют же, например, оружие сирийской оппозиции, в рядах которой кто только ни сражается, включая группировки откровенно террористической направленности. Однако это касается скорее стрелкового и легкого оружия, как правило не последнего поколения.
Если же говорить о современных вооружениях и военной технике, то тут критерии отбора партнеров куда более строгие. В горячих точках, таких как Афганистан или Ирак, американцы предпочитали сами использовать такое оружие, а не передавать его союзникам. Или другой пример.
Когда в 2012 году вооруженные силы Колумбии - основного военного союзника США в Южной Америке, с которым американцы имеют опыт весьма тесного сотрудничества в борьбе с экстремистами и наркотрафикантами на протяжении более 10 лет - обратились к Вашингтону с просьбой даже не дать бесплатно, а приобрести беспилотные летательные аппараты, то получили отказ.
Одна из основных причин: американцы опасались, что в конечном итоге такое оружие может каким-либо путем попасть в руки экстремистов. Иными словами не доверяли своему проверенному партнеру, на территории которого используют несколько военных баз и чувствуют себя практически как дома.
Поделись с друзьями и сделай перепост charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,gplus" >
Многим кажется, что население Западной Украины, традиционно придерживающееся воинственной русофобии, прямо таки, рвется в бой со «схидняками» на Донбассе. Но все гораздо прозаичнее.
Украинские СМИ сообщают, что многие призывники, в т.ч., из западных областей, предпочитают не воевать, а откупиться от призыва в армию. Такса - $500. Учитывая коррумпированность украинских госструктур, думается, военкомы сейчас получили хорошую возможность подзаработать.
Сам бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко в телеэфире заявил, что в стране процветает «военный туризм», когда украинские офицеры стремятся попасть в зону проведения т.н. АТО только для галочки, чтобы получить статус участника боевых действий. Такие вояки едут не воевать, а поправлять собственное благополучие.
Ну, а что все эти «Правые секторы», УНА-УНСО, «Патриоты Украины», «Белые молоты», «Тризубы» и проч. украинские национал-расистские организации, которыми кишмя кишит Западная Украина?
Ведь там быть членом какой-нибудь организации пробандеровского толка почетно, и поэтому чуть ли не вся западно-украинская молодежь состоит из всяких скаутов-необандеровцев, пластунов-необандеровцев и прочих поклонников УПА. Но что-то не наблюдается наплыва этих вояк в военкоматы.
Польские СМИ на днях сообщили об акции протеста, имевшей место в 5 км от пограничного перехода Дорохуск–Ягодин. Протестовали западно-украинские старики, женщины и дети против призыва в украинскую армию их сыновей, отцов, мужей. «Хватит! Несколько наших уже погибли на Донбассе!», - негодовали митингующие.
Дело в том, что западенцы, конечно же, очень хотели бы забрать Крым и потопить Новороссию в крови, но у них нет для этого ни моральных, ни физических силенок. Вот если бы кто-то другой сделал это вместо них, тогда да! Они были бы очень рады. Но чтобы самим отвечать за свои же лозунги типа «Даешь Великую Украину от Сана до Кавказа!» и т.д. – нет уж, извольте.
Есть и еще один нюанс. Народ на Западной Украине понимает, что его использовали, как стадо баранов. До них начинает доходить, что Евромайдан – это политический лохотрон, а не революция. Это не значит, что они вдруг воспылают любовью к России и Донбассу. Но это говорит о росте разочарования западно-украинского общества действиями хунты.
Пока есть ДНР, западенцы и хунта действуют заодно. Образ внешнего врага их сплачивает. Но как только вопрос активного противостояния с ДНР будет снят с повестки дня, вся накопленная западенская желчь и отчаяние от осознания нереализованности собственных чаяний и надежд обернутся против самой же хунты.
Единственная мотивация для украинских вояк – это деньги. Поэтому и развивается «военный туризм». Идейных в рядах украинской армии – чуть ли не единицы. В отличие от ополченцев Новороссии, воюющих не за льготы, а за Родину. И украинской армии не помогает даже западно-украинский инкубатор, где десятилетиями вскармливались поколения «українських патріотів».
Ау, «українські патріоти», где вы? Вас не видать в военкоматах. Вас не видать на передовой. Если бы можно было ослушаться приказа без последствий, большинство украинских солдат уехали бы с Донбасса домой.
И противоположный пример: русские добровольцы, в том числе казаки, участники боевых действий в Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Южной Осетии, Чечне. Если бы украино-российская граница была открыта, они бы потоком хлынули на помощь Новороссии. О желании помочь сражающемуся Донбассу уже говорили русские патриоты из Молдавии и Белоруссии.
Так что расклад моральных сил не в пользу последышей Бандеры и Шухевича. И Киев это знает.