23 года журналистке Марии Коледе исполнилось в тюрьме 25.09.2014 - 14:03
Продолжают возвращаться из заключения наши — лидеры и активисты протестного движения. Они не брали в руки оружие, но внесли вклад в борьбу с неофашизмом. Их судьбы — в центре внимания депутатов парламента Новороссии, наши юристы сопровождают сотни дел, благодаря внесенным залогам под домашний арест было отпущено десятки политзаключенных.
Русскую журналистку Марию Коледу спецслужбы Украины задержали 8 апреля 2014 года в Новой Каховке. Девушка возвращалась домой, когда ей скрутили руки, одели мешок на голову и запихнули в багажник машины. Сотрудники «Альфы» вытащили ключи от квартиры, изъяли жесткий диск, флешки, — все, что связано с профессиональной деятельностью Марии.
— При этом, — говорит Мария, — умудрились «забыть» российский паспорт, удостоверение журналиста. Уже потом адвокату пришлось привозить характеристику с места работы, чтобы ее включили в дело…
Служба безопасности Украины обвинила 22-летнюю москвичку в шпионаже и диверсионной деятельности. По версии СБУ Украины, задержанная 8 апреля Мария Коледа якобы принимала непосредственное участие в столкновениях в Николаеве, во время которых применяла огнестрельное оружие и ранила трех человек.
В Николаеве девушка и правда была. И как раз в тот момент, когда туда доставили представителей Правого сектора для разгона пророссийского лагеря. Ей досталось в той потасовке, как и многим другим, избитым битами правосеков. До сих пор после побоев у девушки деформирован череп…
В Украину Мария Коледа приехала с сугубо профессиональным интересом и с заданием. 4 апреля она побывала на киевском Майдане, выслушав, как того и требует профессия, две стороны, в том числе встречалась и с Правым сектором.
Потом были Херсон, Николаев и Новая Каховка. Она, как обозреватель событий в Украине, готовила в Новой Каховке материал, собиралась на следующий день в Донецк.
— Не успела, — просто констатирует Маша. — Сотрудники СБУ хотели, чтобы я сказала, что являюсь старшим лейтенантом ГРУ и послана в Украину с целью диверсионно-разведывательной деятельности. При этом они даже в дело не постеснялись написать, что я являюсь сотрудником ГРУ и выполняю спецзадание… При этом на момент задержания мне было 22 года, уже в тюрьме исполнилось 23.
Из Марии Коледы признание выбивали жестко. После побоев, а бить СБУшники умеют, говорит девушка, она с трудом могла передвигаться. Давили всеми методами. Только один раз разрешили свидание с мамой — 15 минут через стекло.
90 дней Мария провела в одиночке. Но и в общей камере, где с ней вместе сидели уголовницы — восемь человек, посаженных за кражи, наркотики и прочие уголовные преступления, каждый день девушка подвергалась психологическому и физическому насилию. Руки у Марии все в шрамах.
— Жить же как-то нужно было, — говорит девушка. — Трижды на меня кидались с ножом, самой приходилось вскрывать вены, когда сидела в одиночке…
Девушка родом из Санкт-Петербурга, закончила музыкальную школу по классу скрипки, пробовала себя, как композитор. Училась в трех высших учебных заведениях в Петербурге и Москве, всерьез увлеклась социологией, педагогикой, ювенальной психологией, семейной и гендерной политикой.
— Мы шли, высоко подняв головы, с улыбками, впереди наши, это согревало, волновало, радовало, — вспоминает Маша процедуру обмена. — А навстречу нам шла колонна украинской стороны. Как-то вразброд, с опущенными головами, глаз не видно… Нет, я теперь ни за что не уеду! Такое прощать нельзя, забывать нельзя. Нужно, чтобы все узнали, что нам пришлось пережить. Хочу помогать ребятам, которые меня поддерживали все эти месяцы в тюрьме. В Донецке, в Луганске у нас столько дел!..
На вопрос, был ли у нее в тюрьме выбор, девушка ответила просто: «Был — мне предлагали дать лояльное украинской власти интервью. Но предать себя, своих, подставить страну, я не могла. В мире должны знать, что на Донбассе идет борьба за свою землю, за право самим определять, как жить, а не по указке откуда-то из Америки».
Новосветловка: сожженная украинская бронетехника и уничтоженные позиции ВСУ 25.09.2014 - 14:24
Предлагаем вашему вниманию свежие кадры разгрома украинских военных под Новосветловкой.
Ополченцы провели журналистов по местам самых активных боевых действий и рассказали подробности о боях. Местные жители негодуют на украинскую власть и кричат в камеры все, что они думают о единой Украине.
В кадре уничтоженные БМП и танки:
«Танк прятался за церковью, выезжал, отстреливался и заезжал обратно.
На выезде из Новосветловки картели устроили сильный блокпост. Вы видите 3 уничтоженных танка и 2 БМП. Смотрите как они расположены — сзади современная больница, школа и насыпь, но артиллеристы ополчения смогли их уничтожить точным огнем.
По результатам огня вы видите, что у ополченцев умелые корректировщики огня и артиллеристы», - рассказал комментатор.
Многие солдаты числятся пропавшими без вести, их пытаются разыскать волонтеры. Официально в боях на востоке Украины погибли 3,5 тыс. человек, но реальное число жертв может быть значительно выше, признают в ООН.
Многие солдаты числятся пропавшими без вести, их пытаются разыскать волонтеры. Официально в боях на востоке Украины погибли 3,5 тыс. человек, но реальное число жертв может быть значительно выше, признают в ООН. Во вторник украинские власти официально сообщили, что тела более тысячи погибших солдат находятся в моргах четырех областей, прилегающих к зоне антитеррористической операции (АТО).
Речь идет о Херсонской, Днепропетровской, Запорожской и Одесской областях. Информацию о жертвах на заседании Координационного центра помощи пострадавшим в зоне АТО озвучил заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации Святослав Олейник. Ранее украинские СМИ сообщали, что морги в городах переполнены, к хранению тел военных привлекают все больницы, но места все равно не хватает.
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись украинские власти, — идентификация погибших, тела которых сильно изуродованы.
Так, из тысячи тел, находящихся в моргах, на данный момент 552 опознать не могут. В связи с этим Координационный центр принял решение о создании на Украине единой базы данных ДНК-экспертиз. Отвечать за ведение базы будет МВД. Для родственников погибших процедуру обещают сделать бесплатной.
Пока же многих военнослужащих хоронят в безымянных могилах, по порядковым номерам. Так, во вторник в Днепропетровске похоронили 21 неизвестного украинского солдата, сообщило министерство обороны страны. «Мы не знаем, кто они: кадровые военные, мобилизованные или добровольцы», — сообщил заместитель председателя Днепропетровской областной государственной администрации Борис Филатов. На идентификацию тел погибших отводится десять дней. Если за этот период установить личность не удается, прокурор области принимает решение о захоронении.
«Мы хороним солдат через десять дней после того, как получили «груз 200». Многих очень трудно опознать из-за того, что тела обуглены, — рассказал изданию «Сегодня.ua» первый заместитель мэра Днепропетровской области мэра Вадим Шебанов. — Они в ужасном состоянии. Это лицо войны.
Морги Днепропетровска справляются со своей работой, но хранить бесконечно тела они не могут. Специалисты берут пробу ДНК. Если родственники хотят найти погибшего, следует обращаться в районные, областные военкоматы либо в военную прокуратуру».
В Донбассе бывают бои такого уровня и плотности, что зачастую сложно опознать тела, рассказывает «Газете.Ru» координатор негуманитарной помощи ДНР ополченец Александр Жучковский.
«Особенно при бомбардировке котлов. Когда работают «Ураган», «Град», тяжелая артиллерия, все сжигается дотла, от техники остается только каркас и людей невозможно опознать с обеих сторон. Тем более большинство попавших в котлы считаются пропавшими без вести, они либо растворяются среди мирного населения, либо переходят границу с Россией, либо уничтожаются.
Опознание возможно при открытых коридорах, но обычно хоронят на месте», — объясняет ополченец. При этом, заявляет Жучковский, украинская армия часто при отходе оставляет погибших на поле боя. Кроме того, у Киева не хватает ресурсов на опознание всех погибших. «Опознание — работа на много лет.
Точное число погибших мы узнаем не скоро. Я даже привести точных цифр не могу. Их берут с потолка, потери даже отдельного подразделения — большой минус для командования. Офицеры скрывают цифры по политическим и военным причинам, а сводки часто друг другу противоречат», — считает Жучковский.
По мнению председателя Днепропетровской русской общины Виктора Трухова, официальные цифры погибших военных явно преуменьшены. Как заявил Трухов «Газете.Ru», число потерь нацгвардии может превышать 10 тыс. человек.
Самые серьезные потери украинская армия понесла месяц назад под Иловайском. Подразделения нацгвардии попали в окружение, после чего подверглись массированным артобстрелам. Точное число жертв иловайского котла до сих пор неизвестно. По одним данным, количество погибших исчисляется сотнями, по другим — тысячами.
Многие солдаты до сих пор считаются пропавшими без вести — и это еще одна серьезная проблема, в решении которой задействованы не только официальные ведомства и следственные органы, но и всевозможные волонтерские организации.
«Пропавших действительно много, — рассказывает «Газете.Ru» украинский волонтер и журналист Екатерина Шаповал. — Но помимо этого есть немало тех, кто оказался в плену. Согласно данным Центра освобождения пленных, опубликованным буквально сегодня, 504 человека остаются пленными. Среди них есть как военные, так и гражданские лица».
По официальным данным ООН, с начала конфликта на востоке Украины на 21 сентября количество погибших возросло до 3543 человек, включая 298 жертв авиакатастрофы малайзийского Boeing. В ООН подчеркивают, что данные основываются на информации из официальных источников, поэтому реальное число погибших может быть значительно выше.
Так, только по данным департамента здравоохранения Донецкой облгосадминистрации, через бюро судмедэкспертизы за время вооруженного конфликта прошли тела более 1,3 тыс. погибших (в основном гражданские).
Во вторник очередное захоронение из числа мирного населения обнаружили ополченцы под Донецком. Из шахты «Коммунарская» были эксгумированы тела четырех человек, в том числе трех женщин. Повстанцы уверены, что в этом же районе есть и другие подобные захоронения.