В то время, как за крупнейшие города в Сирии и Ираке идёт борьба против ИГИЛ (запрещённой организации в РФ), политические игры в регионе становятся всё более сложными и запутанными. И одной из важных тем среди них становится «курдский вопрос». Причина проста – отдельные боевые отряды этой национальности де-факто превратились уже в подобие армии, пусть и очень малочисленной, но довольно эффективной.
Конечно, нельзя сказать, что все они едины, ведь сегодня насчитывается около 50-ти политических партий и военизированных формирований, непрерывно конфликтующих между собой. Но всё же отрицать их влияние на процессы в регионе глупо. Традиционно поддержку курдам, причём почти во всех странах их пребывания, оказывают США.
Однако недавно глава департамента международных связей правительства Курдского автономного района Ирака Фалах Бакир, по крайней мере на словах, решил нарушить такую традицию. На встрече с замглавы МИД России Михаилом Богдановым он выступил с просьбой оказать военную и гуманитарную помощь. «Мы считаем, что мировому сообществу, и прежде всего нашим союзникам, одним из которых является Россия, необходимо оказать нам разностороннюю поддержку», – заявил Бакир в интервью «Известиям». Впрочем, кое-какую поддержку Москва уже предоставляет. Ещё в июне Мария Захарова заявляла, что отдельные виды вооружений официально поставляются российской стороной курдскому ополчению «Пешмерга» в Ираке, причём делалось это по согласованию с центральным правительством в Багдаде. Но, похоже, Барзани считает, что объём помощи можно бы и увеличить.
Конечно, РФ на сегодняшний день гораздо логичнее сотрудничать с курдами в Сирии, поскольку военные действия она ведёт там, а не в Ираке. «Россия, как дипломатическая наследница СССР, традиционный партнёр курдов. Если иракские, в массе своей, после свержения Саддама Хуссейна ориентируются на США и даже ведут переговоры с Турцией и НАТО, то сирийские ведут военные действия против турецкой армии. Россия и Асад для них более надёжный союзник, чем американцы, способные в любой момент «продать» их туркам, и не готовые, например, выступить против репрессий курдов, которые проводит сейчас внутри Турции Реджеп Эрдоган. Для России это также был бы удобный союзник, куда более надёжный, чем такой партнёр как Эрдоган. Однако в данном случае речь пока о союзе, вероятно, не идёт. Сирийские курды демонстрируют США, что если Вашингтон не может защитить их интересы от турецких национал-исламистов, то они могут найти себе других союзников», – делится своим мнением с Noteru.com политолог Иван Преображенский.
В то же время в разыгрывании «курдской карты» для РФ (речь идёт об Ираке) тоже есть свои плюсы, в первую очередь – это возможность получить если не лояльность, то гарантированную нейтральность от субъекта (курдские военные формирования) в регионе, значимость которого довольно высока, особенно в условиях борьбы с ИГ (запрещённая в РФ организация).
Как рассказал Noteru.com заместитель редактора отдела политики газеты Vz.ru, вести переговоры и даже осуществлять поддержку курдам имеет смысл всегда: «Москва никогда не скрывала того, что ведутся поставки вооружений правительству Иракского Курдистана. Об этом говорилось на уровне руководства МИД в январе и мае этого года. При этом в мае Сергей Лавров пояснил, что поставки вооружений Иракскому Курдистану ведётся с ведома центрального багдадского правительства. И последняя по времени встреча с передачей просьбы курдов состоялась 1 ноября. Иракские курды не против взаимодействия с любой великой державой, готовой оказать поддержку. При этом, «посол» автономии в Москве Асо Талабани уже пояснил, что Эрбиль не просит об изменении формата взаимодействия – курды отнюдь не хотят «физического участия российских военных или авиации» в мосульской операции, «так как это будет сложно согласовать с американцами и Багдадом». Смысл разыгрывать «курдскую карту» есть всегда. Точнее, ровно до тех пор пока это не станет противоречить налаживанию отношений с Анкарой (которая сама успешно выстраивает взаимовыгодное сотрудничество с иракско-курдским правительством Масуда Барзани – и это давно перестало кого-либо смущать)».
Официально запрос курдов на поставки вооружений оправдывается необходимостью борьбы с запрещённой в России ИГ. Но такая помощь против исламистов уже завтра может оказаться той поддержкой в виде поставок оружия или припасов, которая поможет пойти Барзани на конфронтацию с Багдадом, чтобы полностью отделиться от Ирака. «Просьба Курдистана с двойным дном, если мы напрямую поможем, мы получим конфликт с Багдадом, если будем действовать через него, там тоже возможны свои подводные камни», – говорит эксперт по Ближнему Востоку Анатолий Несмиян в интервью ИА «Народные новости».
Исходя из этого можно заключить, что Москва будет действовать крайне осторожно, то есть простимулировали партнёрство небольшими поставками вооружений и хватит. Никаких политических обещаний, например – признание независимого Курдистана от России, не прозвучит. Впрочем, как и не будет масштабных поставок вооружений – тут риск не оправдывает выгоды. Максимум – это сохранение тех объёмов, что уже есть. К тому же иракские курды не в ультимативной форме просят помощи у РФ, скорее, они просто перестраховываются на случай, если США вдруг перестанут поддерживать их в критический момент.