Сирия. Оперативная лента военных событий 05.10.2018 05.10.2018 Артем Шамский
12.20 Сирия, провинция Алеппо Боевики запрещенной в России группировки «Хейят-Тахрир-аш-Шам» (ХТаШ) расстреляли акцию протеста жителей поселка Кафр Халеб, убив нескольких мирных жителей. Как сообщают источники с мест, исламисты ХТаШ окружили поселок сегодня утром, подвергнув обстрелу находящихся в нем боевиков «умеренной оппозиции».
После окончания обстрела, жители поселка вышли на улицы и потребовали от ХТаШ покинуть поселок, однако протест был разогнан с применением оружия. ХТаШ пытаются взять под контроль Кафр Халеб, чтобы получить возможность для атаки на крупный город Атариб, являющийся оплотом их противников на северо-западе провинции Алеппо.
10.20 Сирия По информации агентства Al-Masdar News, части сирийской армии, действующие в провинции Сувейда, в ближайшее время получат подкрепления для участия в наступлении на позиции исламистов. Как сообщается, в составе сил подкрепления в Сувейду прибудут бывшие боевики формирований «умеренной оппозиции», согласившиеся перейти на сторону правительства страны.
09.40 Сирия, провинция Сувейда Операция армии Сирии против боевиков запрещенной в России ИГ в провинции Сувейда продолжается. По информации источников, САА выбили исламистов из населенного пункта Ка’а-аль-Манат на северо-западе каньона ас-Сафа.
Освобождение Ка’а аль-Банат является одним из самых больших достижений с начала военной операции сирийской армии в этом районе. В настоящий момент, военные нацеливаются на район Кабр-аль-Шейх, продолжая теснить боевиков.
4 октября 2018. Военная обстановка в Сирии. Израиль заявил о дальнейших ударах по Сирии и С-300.
Сирия пройдет испытание ОЗХО: почему Запад вдруг прислушался к РФ и решил проверить САР на химоружие 5 Октября 2018
Представители совместной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) намерены проверить два сирийских научно-исследовательских центра «Джамрайя» и «Барзе» на наличие боевых отравляющих веществ, сообщается в отчете гендиректора ОЗХО Фернандо Ариаса. В причинах такого решения разбиралось Федеральное агентство новостей (ФАН).
В докладе отмечается, что в настоящее время уже идет планирование предстоящих инспекций на научных объектах Сирии, расположенных в окрестностях Дамаска. Соединенные Штаты и их союзники уже не раз обвиняли правительственную Сирийскую арабскую армию (САА) в применении химоружия, однако все подобные нападки были беспочвенными, поскольку никаких доказательств Западом предоставлено не было.
Постпред РФ в ООН Василий Небензя неоднократно предлагал экспертам ОЗХО выбрать объекты для осуществления проверки, чтобы наконец убедиться, что никакого химоружия в Сирии нет. В частности, этой весной — после инсценировки химатаки в городе Дума в Восточной Гуте. Тогда инициативы российской стороны, тем не менее, были проигнорированы, и виновником «случившегося» вновь был несправедливо назван Дамаск.
Василий Небензя
Почему же сейчас представители ОЗХО вдруг решили разобраться и рассмотреть не только данные нанятых свидетелей или террористов, но и реальные факты и улики? Неужели услышали голос разума? Или от действий организации снова стоит ожидать подвоха?
Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, военный эксперт Александр Жилин признался в беседе с корреспондентом ФАН, что крайне скептически относится к данному решению ОЗХО. По его мнению, в этом случае, к сожалению, не идет речь об искреннем желании руководителей этой организации провести честное расследование и вынести справедливое решение.
«Меня настораживает это заявление ОЗХО. Напомню, что российская сторона неоднократно обращалась в это учреждение, чтобы побудить западных экспертов по горячим следам расследовать эти инсценировки. РФ даже была готова взять на себя всю ответственность за безопасность специалистов в САР. Однако никто из них палец о палец не ударил для того, чтобы установить истину», — подчеркнул наш собеседник.
Именно поэтому нынешнее решение представителей миссии ООН-ОЗХО направить инспекцию в Сирию несколько тревожит и вызывает подозрения, тем более если учесть, что время для этого выбрано крайне знаковое, добавил он.
«И теперь вдруг на пике, когда включился контрразведывательный режим со стороны англосаксов и началась их атака на российское ГРУ, они заявляют, что хотят поверить пару объектов в САР на предмет наличия химического оружия. Понятно, что против нашей разведки развернута целая кампания. Был, в частности, вброшен фейк о том, что спецслужбы РФ якобы что-то затевают против ОЗХО. Соответственно, эта инициатива, предполагающая визит западных экспертов в Сирию, не может не настораживать в условиях сложившейся ситуации», — уверен Александр Жилин.
По его мнению, данная инспекция с большой долей вероятности может обернуться очередными инсинуациями и обвинениями правительственных войск САР и России как соучастника в якобы использовании запрещенных отравляющих веществ. Недавно разведчикам из РФ уже удалось помешать готовившейся провокации в Идлибе, однако Запад, похоже, не намерен останавливаться.
«Я считаю, что это, скорее всего, закончится очередными обвинениями США против правительства во главе с Башаром Асадом и России. На основании каких-нибудь сфабрикованных проб будет заявлено, будто бы на этих объектах под Дамаском присутствует химоружие.
Идет подготовка к уже новой провокации. До этого планировалась новая инсценировка «Белых касок», но не получилось, поскольку РФ сработала упреждающе.
Однако англосаксы продолжают действовать в соответствии с привычным алгоритмом: как откусывание пирога с краю — если не получается, то шаг назад и затем снова вперед», — подытожил эксперт. Егор Баренцев
Как США охотились за секретами российского С-300 06.10.2018 - 7:00
Экс-гендиректор объединения «Алмаз» Игорь Ашурбейли рассказал корреспонденту КП.ру Виктору Баранцу, как появление С-300 в сирийской армии изменит расклад на Ближнем Востоке.
Когда Сергей Шойгу всего через две недели после трагедии с российским самолетом-разведчиком Ил-20 уже докладывал Владимиру Путину, что по его поручению в Сирию доставлен зенитно-ракетный комплекс С-300, это «взорвало» мировую прессу. Политики, военные и журналисты гадали, как это изменит расклад сил на Ближнем Востоке.
С этим вопросом я обратился к Игорю Ашурбейли, гендиректору объединения «Алмаз» (в 2000–11 годах), где и создавался С-300. Более того, именно под руководством Ашурбейли разрабатывали и выпустили С-400. И ему принадлежит идея С-500.
Как закрыть небо над Сирией — Игорь Рауфович, так как появление С-300 в сирийской армии повлияет на ситуацию в регионе? — Это позволит взять под жесткий контроль воздушное пространство Сирии. Конечно, не полностью. Все зависит от места, где С-300 будет установлен. Можно просто взять циркуль и начертить круги дальности поражения его ракет.
— И какой радиус у этих кругов? — Он зависит от типа применяемой ракеты, — от 150 до 250 километров. Кстати, сброс израильских управляемых бомб во время трагедии с Ил-20, шел с расстояния около 100 километров. А это значит, при наличии у сирийцев С-300 израильские истребители F-16 не могли бы просто подлететь на данное расстояние.
Игорь Ашурбейли, гендиректор объединения «Алмаз» (в 2000–11 годах).
— То есть, С-300 заранее увидела бы израильские F-16? — Если это последняя ее модификация, то, безусловно, да.
— А попала бы? — Ну, если комплекс С-200, который разработан в 1967 году, попадает, то наверное уж С-300 попали бы точно в требуемую цель. Это совсем иная система, с иными возможностями, чем С-200. Я вообще удивляюсь, как С-200 до сих пор может стрелять, если она давным-давно прошла все мыслимые и немыслимые продления сроков эксплуатации.
— А сколько комплектов С-300 нужно, что бы закрыть все небо над Сирией? — Восьми комплексов вполне достаточно. Но закрытие воздушного пространства — это решение не военных, а политиков.
— А кто должен принять решение о закрытии неба над Сирией? — Ответ простой. По международному праву решение о закрытии воздушного пространства над суверенным государством может принимать только руководство этого государства. В данном случае это Асад. А Россия там может закрывать небо лишь над своими базами.
Израиль нервничает — Если бы мы поставили сирийцам С-300 еще в 2013 году (Сирия тогда даже проплатила аванс за эту поставку, но Россия приостановила ее по просьбе Израиля), это могло бы повлиять на поведение израильских летчиков в сирийском небе? — Думаю, да. Но это вряд ли бы повлияло на политику Израиля в отношении «Хезболлы» и Ирана…
— Могут ли израильские летчики подобраться к сирийскому С-300 и нанести по нему удар? — Все возможно. Но я бы не советовал. С-300 – это не С-200… Угрозы со стороны Израиля или США — это пока лишь психологическое давление, а не реальные удары, надеюсь. Никакой из сторон там не нужны потери и прямое военное столкновение.
К тому же я не уверен, что это будет «сирийский С-300». В прессе пишут: Россия приняла решение «передать», а не «продать» комплекс сирийцам. Возможен вариант — передать на время… Чтобы потом вернуть обратно…
— Получается, в аренду? — Да, возможно. «Передача» С-300 Сирии произошла за две недели. Естественно, за такой срок изготовить С-300 невозможно. В лучшем случае на это надо 18 месяцев. Поэтому С-300 для Сирии, скорее всего, взят из российских войск, то есть, из наличия.
— Почему Израиль так нервно реагирует на поставку С-300? — Вы посмотрите на карту и вы увидите, что Израиль – это узкая полоска земли вдоль моря. Там нервничают потому, что если сирийские С-300 встанут близко к границе, то они фактически будут иметь возможность доставать аэродромы Израиля. Тем более, что их немного. Самолеты на взлете и посадке для С-300 — это наиболее простые мишени. Поэтому для Израиля и принципиально важно в радиусе поражения своих аэродромов не иметь этих систем.
«Patriot» — не тот — У иностранцев есть оружие, которое можно поставить рядом с С-300 или С-400? — Рядом с С-300 – есть. Рядом с С-400 – нет.
— Почему? — Вы не забывайте, что последнюю модернизацию С-300, которую назвали «Фаворит», мы в «Алмазе» завершили лишь в 2007 году, как только поставили на боевое дежурство С-400.
Я тогда сказал: ребята, Боливар не выдержит двоих – если мы хотим рвануть в будущее, надо сконцентрировать усилия наших разработчиков на С-400 и С-500. И давайте не будем больше бесконечно модернизировать старые продукты, которые сделали еще наши деды.
— Намекаете, что С-300 — комплекс уже «дедовский»? — Вот меня сейчас обвинят, что я имидж С-300 для зарубежных покупателей снижаю. Нет! Система очень приличная! Если С-200 лет 50 работает, то С-300 будет работать тем более. На самом деле она свеженькая. Именно С-300 «Фаворит» до сих пор в основном защищает и воздушное пространство России. Пока С-400 еще не произведено в том количестве, которое может это все заменить.
Просто за эти 11 лет, прошедшие с 2007 года, американцы подтянули свой зенитно-ракетный комплекс «Patriot» до более высокого уровня, чтобы он мог потягаться с нашей С-300.
Но до С-400, конечно, они не дотянулись. А до С-500 – вообще нет речи.
За эти 11 лет, прошедшие с 2007 года, американцы подтянули свой зенитно-ракетный комплекс «Patriot» до более высокого уровня
Ящик коньяка для генконструкторов — Я слышал, у вас самый любимый комплекс С-400? — Да, ведь это детище создавалось под моим руководством. Я вложил в него душу. Никто ж не верил, что его можно создать, было сильное сопротивление.
— А в чем было неверие и сопротивление? — Во-первых, это старая вражда двух научных школ — между двумя генконструкторами Бункиным и Ефремовым.
— Вам удалось их примирить? — Сначала я купил ящик коньяка…
— Какого? — Ну не французского, конечно, по тем временам. И уговорил Бориса Васильевича Бункина – дважды Героя Соцтруда, генконструктора «Алмаза» гордыню немножечко собрать в кулак и приехать к Ефремову. А они не то что не общались, но и не ставили ни на одном документе вместе подписи на протяжении десятилетий.
— Такая конкуренция была? — Да, еще с советских времен, очень жесткая. При этом у Ефремова была только одна звезда Героя, что было очень весомо тогда в «разборках». Но оба — академики. И вот мы приехали к Ефремову, и разговаривали шесть часов…
— Ящик коньяка выпили? — Ящик не ящик, но после этой встречи они поставили впервые за десятилетия свои подписи на одном документе — под названием «Концепция создания концерна «Алмаз-Антей».
— А что «во-вторых» тормозило создание С-400? — Денег не было. Нам выделили тогда на все про все $168 миллионов. И то с большими боями.
— Это мало или много? — Это мизер, а не деньги были, вообще ни о чем. При том, не все госсредства были живыми деньгами. Времена-то были тяжелые. Но мы свое дело сделали. Армия наша получила лучшее в мире оружие ПВО. Аналогичная система обошлась Америке в миллиарды. Виктор Баранец