Сирия. Оперативная лента военных событий 22.12.2018 22.12.2018 Артем Шамский
09.20 Сирия, провинция Дейр-эз-Зор Элитное подразделение сирийской армии дивизия «Тигр» перебазируется в провинцию Дейр-эз-Зор для участия в новой военной операции против боевиков. Формирования дивизии будут передислоцированы в город аль-Букемаль, в окрестностях которого все еще действуют боевики запрещенной в России группировки ИГ.
Также, ряд источников полагает, что САА может переправиться через Евфрат с целью освобождения подконтрольных террористам территорий.
Военная обстановка в Сирии, 21 Декабря, 2018: США Эвакуируют Базу Аль-Танф
Сирия и обременительное присутствие США: почему Трамп выводит из САР американские войска 22 Декабря 2018
Первоначально очередное заявление американского президента Дональда Трампа о победе над «Исламским государством»1 (организация запрещена в России) и комментарии Белого дома о грядущем выводе войск из Сирии вызвали противоречивые впечатления.
Похожие по содержанию декларации уже публиковались полгода назад, после чего количество американских войск и военных объектов в Сирии только увеличилось.
Однако последовавшие сообщения об отставке американского министра обороны Джеймса Мэттиса и начальника объединенного комитета начальников штабов ВС США Джозефа Данфорда многое прояснили, особенно в свете опубликованного в СМИ открытого письма Мэттиса президенту. В нем уже практически бывший глава Пентагона заявляет о несогласии с политикой Трампа по отношению к союзникам и «стратегическим конкурентам».
Напрашивается очевидный вывод: президент США счел возможным наконец приступить к сокращению чрезвычайно обременительного для американской экономики и чрезвычайно прибыльного для американских генералов военного присутствия Соединенных Штатов в Сирии. Как известно, в доле с шейхами арабских племен, игиловскими полевыми командирами и курдскими сепаратистами военные США обеспечивают путь караванов с черным золотом из Восточной Сирии в Турцию и Ирак.
На деньги американских налогоплательщиков созданы базы в Ат-Танфе, Джиср Эш-Шаддади, Румейлане, Камышлы, Телль-Абъяде, Рас Эль-Айне, Кобани и Манбидже, отряды спецназа США и частных военных компаний контролируют нефтяные поля в сирийских провинциях Хасака и Дейр-эз-Зор, пять тысяч военнослужащих США находятся в иракском Киркуке, а военно-транспортная авиация базируется в турецком Инджирлике. И в то же время все это — элементы огромной бизнес-схемы Пентагона по личному обогащению военного истеблишмента Соединенных Штатов.
Ракка и Мосул уже год лежат в руинах, в подконтрольных США районах ИГИЛ1 ежедневно проводит теракты, от нехватки еды и отсутствия медикаментов регулярно умирают дети беженцев, насильно удерживаемых проамериканскими боевиками в лагере «Эр-Рукбан» в Ат-Танфе, а также в лагерях перемещенных лиц на северо-востоке Сирии. А американские генералы и их сомнительные «союзники» продолжают получать выгоду на контрабанде углеводородов, оружия, культурных артефактов и, по некоторым данным, синтетических наркотиков.
Только на «крышевании» транзита контрабандной нефти с месторождений сирийского Заевфратья в этом году американские военачальники заработали не менее 270 миллионов долларов. Это годовой бюджет пяти тысяч рабочих мест на каком-либо технологичном производстве в самих Штатах. Именно эти прибыли являются главной причиной незаконного нахождения американских военных в Сирии, а не борьба с ИГИЛ или «иранская угроза».
Решение Трампа Политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев в беседе с корреспондентом ФАН отметил, что Дональд Трамп еще во время своей предвыборной кампании говорил о планах выхода США из сирийского кризиса, поэтому большой новостью заявление американского президента о выводе войск из Сирии не является. Хотя после избрания президентом Дональд Трамп уже, казалось бы, начал получать удовольствие от американского военного присутствия в Сирии. Особенно ему был приятен запуск ракет по сирийским авиабазам, что принесло ему политических очков внутри страны.
«Активность американских военных в Сирии в последнее время была крайне низкой, но никто не мог спрогнозировать их столь скоропалительного вывода. Американцам было выгодно замораживание конфликта, им было выгодно нахождение сирийского кризиса в нынешнем подвешенном состоянии. Тем более выводу войск мешали близкие отношения с Израилем, которого настораживает укрепление Ирана в регионе.
Важной являлась и база Ат-Танф, на которой продолжали готовить вооруженную оппозицию Асаду. Большие надежды на американцев возлагали и курды, которые стремились под их прикрытием к созданию курдского квазигосударственного образования в Заевфратье. Удивились этому решению и европейские союзники американцев, оно стало для них неожиданным», — пояснил Евгений Валяев.
По словам эксперта, это решение далось Трампу очень сложно, ведь мы уже увидели первые внутриполитические последствия этого решения — подал в отставку глава Пентагона Джеймс Мэттис. А если учитывать, что Дональд Трамп во время избирательной кампании опирался на военные и промышленные американские элиты, то конфликт с Мэттисом означает, что действующий президент Соединенных Штатов может лишиться части своей поддержки со стороны военных. Предложил ли он им что-то взамен? Если считать Трампа специалистом по заключению сделок, то ответ в данном случае утвердительный.
«Можно предполагать, что Трамп вывел войска, но заключил предварительно сделку с военными и промышленными элитами, интересы которых могли бы пострадать от такого решения. Решение Мэттиса во многом эмоционально, так как опытный генерал, вполне возможно, выступал гарантом присутствия американских военных в регионе и был гарантом теневых нефтяных сделок там. Этому было посвящено обращение главы Минобороны РФ Сергея Шойгу к американскому военному руководству, которое проливало след на контрабанду углеводородного сырья за пределы Сирии с подконтрольных американцам районов Заевфратья», — добавил Евгений Валяев.
По словам эксперта, Дональда Трампа вряд ли устраивало то, что военные силы США, которые находятся в регионе на американские налоги, занимаются сомнительными сделками, не преследуя при этом государственные интересы. Следующий шаг может не заставить себя долго ждать — Дональд Трамп может начать вывод войск США из Афганистана.
«Если продолжать теорию сделок, то стоит порассуждать о том, что Трамп получит взамен выхода США из Сирии. В регионе остается несколько партнеров американцев. В первую очередь, это Израиль, у которого опасения вызывает активность Ирана. Во-вторых, это Турция, — и эта страна играет более важную роль в регионе, чем Израиль. Турции было очень важно ослабить курдов, и уход американцев прямым образом их ослабит.
Возможная сделка между Трампом и Эрдоганом может заключаться в таком случае в ослаблении сближения Турции с Россией, например, по вопросу энергетического сотрудничества. Но в таком случае, если Анкара резко ослабит контакты с Москвой, то усилится взаимодействие Москвы и Тегерана, что вызовет еще большие беспокойства у Израиля, чего Вашингтон допустить не может», — рассказал Евгений Валяев.
Эксперт заметил, что на этом сложном фоне Трамп не мог заключить однозначно выгодную для себя сделку, чтобы при этом не пострадали и интересы союзников в регионе. У этого решения скорее внутриполитические цели, чем внешнеполитические. Дональд Трамп исполняет свои предвыборные обещания, ослабляя дорогостоящее американское присутствие в качестве мирового жандарма. Политика изоляционизма, которой придерживается Трамп, находит свое воплощение как в экономике, так и во внешней политике США.
«При этом не будет происходить снижения военных затрат. Американские военные и промышленные элиты не могут пострадать от действий Трампа, так как они является его опорой. В этом случае военные затраты не будут уходить на содержание дорогостоящих миссий по всему миру, а сосредоточатся внутри страны для модернизации американской военной мощи.
Тем более, что Россия, по сообщениям разведки США, проводит успешные тестирования сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», против которой Соединенные Штаты в данный момент не имеют защиты. Если учесть, что ДРСМД и ДСНВ заканчивают свое существование, то гонка вооружений будет неминуема», — добавил Евгений Валяев.
По словам эксперта, для России исход США из региона является важным результатом, который обязательно повлияет на скорейший приход Сирии к мирному политическому процессу. Хотя не стоит исключать, что Вашингтон продолжит давление на официальный Дамаск уже через дипломатические каналы, оказывая влияние на оппозицию и спецпредставителя ООН по сирийскому урегулированию. Но в любом случае, ключевые решения по будущему Сирии отныне будут сосредоточены в руках России, Турции и Ирана.
«России необходимо как можно скорее подписать с Дамаском дорожные карты по сотрудничеству в области промышленности, энергетики и торговли. Российское присутствие в Сирии не должно уменьшаться со временем. С течением процесса урегулирования конфликта Россия должна быть представлена в Сирии не военным присутствием, а связать себя с Дамаском тесным гуманитарным и экономическим сотрудничеством», — заключил Евгений Валяев.
1 Организация запрещена на территории РФ. Илья Муромский
Спецпредставитель США по борьбе с ИГИЛ ушёл в отставку 23.12.2018 - 0:00
В отставку по собственному желанию ушел Бретт Макгерк, специальный посол США, ответственный за взаимодействие с другими странами по вопросам борьбы с террористической группировкой ИГИЛ.
Об этом в субботу, 22 декабря, официально сообщил представитель Госдепартамента США.
Отставка Макгерка, которая официально состоится 31 декабря, последовала вскоре за неожиданным решением Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии.
Накануне, 21 декабря, об уходе с должности министра обороны США объявил Джеймс Мэттис, который в своем пояснительном письме сообщил о глобальных разногласиях с американским президентом.
На минувшей неделе Макгерк заявил, что никто не объявлял борьбу с ИГИЛ* «завершенной». Через несколько дней после этого Трамп сообщил о «победе» над террористами.
В мае 2017 года Турция призвала США уволить Макгерка. В Анкаре заявили, что Макгерк, назначенный на свой пост еще экс-президентом США Бараком Обамой, оказывает поддержку запрещенной в Турции Курдской рабочей партии (КРП) и курдским Отрядам народной самообороны (YPG).
Резкое изменение обстановки в Сирии: пехоту коалиции США может спасти лишь чудо 23.12.2018 - 6:30
Американский «кинжал в спину» курдским «Сирийским Демократическим Силам», как уже успели назвать лидеры сирийских курдов заявление Д. Трампа о выводе военного контингента Соединённых Штатов из Сирии, стал сильным, если не сказать фатальным, ударом для народа Рожавы, ставшего пехотой и основной ударной наземной силой для американской коалиции в САР.
На американских военных курды и их вооруженные формирования возлагали большие надежды, в первую очередь в вопросе защиты от предстоящей военной агрессии со стороны Турции, борьбе с ИГИЛ* и создании собственного государства — Курдистан.
Однако достигнутые между Анкарой и Вашингтоном договоренности, заявление американского лидера о выводе своих войск разрушили эти надежды. Теперь курды остались одни против турецкой военной машины. Помимо этого, несмотря на заявление президента США о победе над ИГИЛ, в восточных провинциях Сирии находится еще много «спящих» ячеек этой организации, которые в любой момент могут превратиться в крупную группировку террористов, насчитывающую от нескольких сотен до нескольких тысяч исламистов.
«Народное сопротивление восточных районов» Однако это не все беды и угрозы, стоящие перед курдским народом. За время своей деятельности под покровительством США курды на востоке Сирии почувствовали себя хозяевами этих земель, чем вызвали крайне сильное недовольство со стороны коренного арабского населения. Нередко оно перерастало в открытые мятежи, которые курдами по приказу их заокеанских покровителей жестоко подавлялись. Само собой, это лишь усиливало ненависть арабов к курдам, которых уже в отрытую стали называть оккупантами арабских земель.
Однако у арабов, находящихся на занятой курдами территории не было ни возможности, ни средств организовать крупномасштабное восстание. А о начале освободительной войны против поддерживаемых оружием, военной техникой и американской авиацией курдов и речи быть не могло.
Слишком неравны силы. По этой причине арабские племена на востоке реки Евфрат, в провинциях Хасеке и Ракка, перешли к тактике партизанской войны. Для этих целей на подконтрольных курдам территориях в декабре 2017 года было сформировано арабское «Народное сопротивление восточных районов», состоящее из радикально настроенных арабов, недовольных тем, что власть в провинциях Ракка и Хасеке полностью принадлежит подконтрольным США курдским вооруженным формированиям. При этом права и свободы коренного арабского населения в этом регионе, опять же с благоволения американской стороны, жёстко притесняются курдами.
Тем не менее, как было сказано, у арабов слишком мало сил для открытого боестолкновения. Численность «Народного сопротивления восточных районов» едва дотягивает до 100 человек, в то время как силы курдской службы безопасности «Асаиш» насчитывают как минимум 1 200 человек.
По причине неравенства сил арабские радикалы решили бороться с курдской оккупацией путем саботажа, диверсий и терактов. Стоит отметить — достаточно успешно. Так, в октябре 2018 года было не менее 50 террористических актов против военнослужащих «Сирийских Демократических Сил», а уже в ноябре их было 73, то есть в полтора раза больше.
В результате подрывной деятельности «Народного сопротивления восточных районов» в провинциях Ракка и Хасеке погибли 96 и были ранены 134 представителя курдских вооруженных формирований. Декабрь стал не менее результативным для арабских радикалов. Практически каждый день они совершают нападения и теракты против бойцов курдских СДС в различных населенных пунктах восточных провинций Сирии.
В декабре 2018 года против «Сирийских Демократических Сил» уже было совершено более 40 нападений со стороны «Народного сопротивления восточных районов», в результате которых 88 бойцов курдских вооруженных формирований погибли и 84 получили ранения различной степени тяжести. С высокой долей вероятности можно предположить, что к концу месяца количество нападений на бойцов СДС, а, соответственно, и число погибших и раненых, возрастет.
Сложившаяся ситуация закономерна для любой войны. Курды, поверив обещаниям американцев о помощи в создании Курдистана, чувствуя поддержку США, начали вести себя как хозяева на землях, которые по факту им никогда не принадлежали. При этом мнение, права и свободы коренного арабского населения в основном не учитывались.
Во многом поведение курдов было навязано США, которые убедили их в том, что именно они хозяева востока Сирии, а арабы, население исконно его населяющее, это недоразумение, которому нет места в будущем Курдистане. В итоге, доверчивость курдов слишком дорого им обошлась.
Сейчас против них готовят военную операцию турки, ИГИЛовские недобитки, а также представители многочисленных арабских племен, которых курды сами настроили против себя. В сложившейся ситуации курдов может спасти лишь чудо, или воля крупных геополитических игроков в регионе, которые не желают многотысячных жертв среди курдского населения Сирии.
Если же этого не произойдет, то трагедии, а точнее катастрофы, курдскому народу не избежать. Уж слишком дорого для него обернулась вера в США. Сирийский военно-политический эксперт Хамза Аббас