Сложность электронных систем современных гражданских авиалайнеров равняется, либо даже превосходит по своей сложности аналогичные системы космических кораблей.
МС-21 по всем статьям должен был стать для отечественной авиапромышленности ключевым.
В масштабной кооперации с иностранными поставщиками, россияне предполагали выкатить авиалайнер, который бы впервые в истории российской авиапромышленности не только не уступал бы лучшим иностранным аналогам, но и по многим показателям превосходил их.
Такое превосходство в корпорации Иркут должны были достичь не только за счет масштабного использования композитов и передовых движках, но и использованию самой передовой мировой авионики.
К сожалению, прорыв пришлось отложить.
В октябре 2020 пришла новость о том, что иностранные поставщики полностью отказываются от поставок деталей и систем в Россию, притом делая это в инициативном порядке, т.е. даже без введения санкций со стороны своих правительств.
При том, что многие электронные системы производятся либо иностранными поставщиками, либо при тесном сотрудничестве с ними, России предстоит титаническая работа по созданию собственной элементарной базы.
К примеру, кабина пилотов лайнера производится концерном „Радиоэлектронные технологии“ совместно с Rockwell Collins, а Honeywell, Thales и Elbit Systems поставляли многофункциональные экраны, планшеты и системы улучшенного видения, UTC Aerospace Systems отвечала за элементы "стеклянной кабины" и джойстики по типу side-stick.
Goodrich Corporation делала для МС-21 систему управления полетом и это далеко не полный список иностранных поставщиков.
Все это отныне придется делать самим и в самые короткие сроки.
Изначально, использовать иностранные комплектующие хотели по вполне прагматичной причине- так было проще и дешевле.
И дело тут не в том, что российские комплектующие настолько плохи, что не могут использоваться в электронных системах- авионика самолета вообще не производит каких-то особо сложных расчетов и тут вполне можно использовать российские процессоры "Байкал" и другие компоненты.
Проблема складывается из стоимости сертификации электронных компонентов.
Гораздо проще взять те устройства, которые уже используются на других лайнерах и прошли сложный и утомительный процесс получения разрешений.
Но обратного пути у нас нет и России придется создать отрасль, которая сможет поставить электронную начинку для лучших крылатых машин.