Инцидент в Чёрном море и последовавшее за ним введение военного положения в десяти областях Украины вряд ли приведёт к большой войне.
Но следует ожидать неизбежного продолжения провокаций со стороны Киева, поскольку только радикализация ситуации даёт призрачный шанс Петру Порошенко сохранить власть.
Об этом говорили эксперты на состоявшейся в четверг, 29 ноября, пресс-конференции «Керченская авантюра Петра Порошенко: причины и последствия» в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания «Украина.ру».
Участники дискуссии сошлись на том, что Порошенко и его окружение решают прежде всего внутренние задачи, но нельзя забывать о внешнем контуре: геополитические соперники России используют ситуацию для продвижения своих интересов. А часто и создают такие ситуации.
Главная задача — поссорить русских и украинцев
Сам инцидент — это лишь «продолжение геополитической операции, запущенной Западом при помощи украинских националистов», отметил генерал-полковник Леонид Ивашов.
«Главная задача — поссорить в рамках русской цивилизации украинцев и россиян, довести ситуацию до вооруженного конфликта и продолжать вот эту тему раскола нашего общего цивилизационного пространства», — высказал эксперт свою оценку.
Ивашов подчеркнул, что для западных заказчиков это стоит дёшево: «Мы сами друг друга колотим, мы сами, в том числе в СМИ, обвиняем и мочим друг друга, а результатами пользуются совсем другие силы».
Какими могут быть последствия введённого в части Украины военного положения? По мнению генерал-полковника, большой войны ожидать не стоит, хотя определённые силы на Западе мечтают о военном противостоянии Украины и России, но провокации будут продолжаться.
Модерировавший дискуссию главный редактор издания «Украина.ру» Искандер Хисамов в связи с этим напомнил, что некоторые провокации (например, такие как избиение «онижедетей» на Майдане пять лет тому назад) могут иметь далеко идущие последствия. И теперь после провокации в Керченском проливе можно ожидать, например, усиления давления Киева на ЛНР и ДНР.
Ивашов с этим согласился, отметив, что главными пострадавшими от этого инцидента будут жители Донбасса.
«Будет усиливаться, конечно, и давление, и попытка изоляции. Здесь стоит вопрос, как будет решаться эта проблема, пойдет ли Порошенко на то, чтобы ввести вооруженные подразделения на украино-российскую границу в Донбассе. Люди будут страдать», — сказал он.
«О войне Порошенко и не мечтает»
Цель провокаций вполне прозрачная, считает политолог Сергей Михеев. По его словам, «на внешнем контуре — это часть геополитической игры».
«Теперь инцидент используют для введения санкций, очередной дискуссии против „Северного потока — 2”, обсуждения ситуации с Азовским морем, хотя инцидент произошел не там», — сказал он, добавив, что срежиссированность этой постановки очевидна, «это технологическая модель».
«Внутри Украины это, несомненно, имело отношение к избирательной кампании. Удастся отложить выборы, не удастся — это другой вопрос… В любом случае то, что это имеет отношение к выборам, это точно. Ни о какой войне с Россией Порошенко и не мечтает», — сказал Михеев.
По словам эксперта, режим военного положения даёт возможность Порошенко применять широкий спектр репрессивных мероприятий в нелояльных областях.
Логичным будет выглядеть и обострение на Донбассе — тогда можно будет продлить срок военного положения. Но крупномасштабная военная операция на Донбассе всё же маловероятна — слишком велики риски для Киева.
Михеев отметил, что он не уверен в том, что Порошенко сумеет извлечь из ситуации все те дивиденды, о которых он мечтал.
«На мой взгляд, все уже пошло не совсем так, как ему бы хотелось. Несомненно, ситуация будет им додавливаться в насильственном режиме. Но я не исключаю, что все это будет работать в копилку его поражения», — сказал политолог.
«Порошенко перегнул палку»
Военное положение в 10 областях Украины — это скорее утешительный приз для Порошенко, которому позволили сохранить лицо, считает украинский политолог Андрей Золотарев, принимавший участие в пресс-конференции в видеоформате.
«В том — полном — варианте военного положения его не поддержали ни внешние партнеры, ни представители крупного бизнеса, ни депутаты.
Явно здесь Порошенко перегнул палку и оказался не готов к такому сопротивлению. Но что-то он получил, и это что-то дает ему возможность для дальнейших маневров», — сказал политолог. Выводы можно будет делать позднее.
По словам эксперта, сейчас «скелет» ограниченного (географически. — прим. ред.) военного положения повешен в шкафу», его ввели в десяти регионах, «и теперь будем смотреть, что на этот скелет будут навешивать, какие мышцы, какое мясо».
Конкретное наполнение будет видно со временем, констатировал Золотарев.
Реакция России адекватна
Российская сторона в инциденте с украинскими кораблями реагировала адекватно и по-другому действовать и не могла. Об этом сказал политолог Ростислав Ищенко.
«Если вы посмотрите, как развивались события, то к кромке российских территориальных вод подошли четыре корабля, один дозаправил три остальных, которые выдвинулись в Керченский пролив.
То есть российским пограничникам четко показали, что буксир везет не солярку, зачем он нужен — непонятно. На такой буксир можно загрузить несколько тонн динамита или другие, более мощные, средства и взорвать его под мостом.
Любой офицер, рассматривая движения такой эскадры, должен был прийти к выводу, что на буксире везут взрывчатку, чтобы взорвать мост, а два артиллерийских катера предназначены для отвлечения на себя внимания охраны моста. И, соответственно, он должен топить их, чтобы те не добрались до моста», — заявил Ищенко.
Но если говорить о позиции РФ в целом, то тут возникает много вопросов. Эксперты сошлись на том, что Москве необходимо определиться с тем, как действовать на постсоветском пространстве.
УПЦ в опасности
Ростислав Ищенко подчеркнул, что в сложившихся условиях самая большая опасность нависла не над Донбассом, а над канонической Украинской православной церковью (УПЦ), против которой развернута кампания травли, начаты конкретные действия — отозвали регистрацию в Минюсте по Почаевской лавре, начали опись имущества Киево-Печерской лавры.
«Это именно то, что может дать Порошенко возможность для применения любых репрессий и для развертывания военного положения на неограниченное количество дней вперед и на территории всей Украины.
Независимо от решения священноначалия этой церкви как минимум часть её прихожан будет сопротивляться, выходить на улицы, будут столкновения. Это будут тысячи, десятки тысяч по всей стране.
И Порошенко скажет: „Это путинская пятая колонна, они устроили антиукраинский мятеж, их необходимо подавлять, и военное положение в приграничных областях нас не устраивает, они действуют везде”. Он будет продавливать введение военного положения по всей стране», — предсказал Ищенко.
Конечно, возможен и такой вариант, что эти выступления будут слишком массовыми и хорошо организованными, и тогда они могут вообще смести режим. Однако в такую возможность политолог не верит.
Спасение Порошенко — в радикализации?
Единственный шанс для Порошенко выиграть выборы заключается в радикализации ситуации в стране, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Ведь положение простых граждан становится всё хуже, а украинской власти придётся ещё повышать цены на газ, что отрицательно скажется на и без того низком рейтинге президента.
«Единственный способ у Порошенко хоть как-то вытащить избирательную кампанию — это радикализация. Пойти по этой повестке. Все замеры антикоррупционной, экономической составляющей — он не сможет их вытащить», — сказал политолог, добавив, что, скорее всего, следует ожидать обострения на Донбассе.
По его словам, не следует забывать, что всё это происходит на фоне ухудшающейся экономической ситуации на Украине, задача Порошенко — «переключить повестку», отвлечь внимание избирателей.
Что касается внешнего контура, то, по мнению эксперта, последствия инцидента для России могут быть достаточно серьёзными, Москва должна быть к этому готова. Андрей Лубенский