Битва за Москву: Максим Шевченко против Митрохина и Леонова
02 августа 2021
В Москве на 208-м Центральном одномандатном избирательном округе намечается тяжелая борьба между политическими тяжеловесами.
Лидер партии РПСС Максим Шевченко будет биться за голоса избирателей против волонтера Леонова и опытного московского политика Митрохина. Кто из них «спойлер» и что думают кандидаты друг о друге?
«Ридус» поговорил с этой тройкой кандидатов в депутаты Госдумы, выдвинутых от самого протестного округа столицы — и выяснил, готовы ли они к ожесточенной предвыборной схватке в самом центре страны.
Олег Леонов
Самовыдвижениец Олег Леонов проводит заметную избирательную кампанию: помогает яркий оранжевый брендинг и позитивный бэкграунд организации «Лиза Алерт». На инициативах по спасению пропавших людей основывается его программа — но основные программные тезисы касаются проблем урбанистики в ЦАО. Это вызывает вопросы у местных и у конкурентов Леонова: по идее, депутат Госдумы должен заниматься законотворческой деятельностью, а не благоустройством центра Москвы.
Кампания Леонова проходит не без скандалов. В конце июня он был задержан правоохранителями на Хохловской площади в ходе встречи со своей командой, а 29 июля суд признал кандидата виновным по ч. 2 ст. 20.2 КоАП за организацию незаконного митинга.
В его адрес также звучала критика со стороны бывшего юриста ФБК (организация признана экстремистской) Любови Соболь: соратница Алексея Навального заявила, что Леонов занимается имитацией сбора подписей избирателей, а также обвинила его в сотрудничестве с «единороссами». Сам Леонов эти заявления опровергает. Леонов рассказал, каких кандидатов, выдвинутых от 208-го Центрального одномандатного избирательного округа, он считает наиболее опасными для своей кампании.
Максим Шевченко — сильный соперник, это правда. Я к нему отношусь с большим уважением — и с большим вниманием слежу за его деятельностью. Но в целом все кандидаты от округа яркие, у них хорошие программные тезисы.
По словам Леонова, достойным противником является и Сергей Митрохин: самовыдвиженец признается, что часто слышит от жителей центра Москвы о постоянной работе «яблочника» с населением.
Впрочем, Леонов не готов называть какого-либо кандидата своим главным оппонентом:
Я не строю свою кампанию на противодействии: я показываю свои сильные стороны, рассказываю, чем могу помочь избирателям и что могу привнести хорошего в работу Госдумы. Противостоять кому-то — не моя история: я должен показать, почему я — лучше, — заключил Леонов.
Несмотря на подчеркнуто уважительное отношение Леонова к сопернику по предвыборной гонке Максиму Шевченко, лидер РПСС, похоже, о самовыдвиженце вообще ничего не слышал.
Максим Шевченко
Лидер «Российской партии свободы и справедливости» в ходе кампании занят глобальной целью: формированием новой политической платформы, которая удовлетворит запросы самых разных граждан страны. И задачи, которые ставит перед собой РПСС, — монументальные.
В ходе регулярных стримов на YouTube Максим Шевченко обрушивается с критикой на существующую в России политическую систему и обвиняет в сговоре все четыре парламентские партии.
В своем манифесте РПСС противопоставляет себя «власти несправедливости и несвободы»: финансовым спекулянтам, корпоративным капиталистам, старым и новым аристократам, лицемерным клерикалам, криминальным силовикам и встроенному во власть криминалу.
В программных тезисах РПСС можно встретить призывы к отмене пенсионной реформы и НДС, к введению прогрессивной шкалы налогообложения, к прекращению политических репрессий и так далее.
Лидер РПСС Максим Шевченко признался, что слухи о связях с «Единой Россией» Олега Леонова и фейковом сборе подписей его не интересуют: «Я буду конкурировать лично с Леоновым, а не с его липовыми или настоящими подписями. Я общаюсь с реальностью, а не с виртуальностью».
Но я не могу сказать, что он является сильным кандидатом. Я даже ничего не знаю о политических взглядах Леонова, если честно! Ну, кроме того, что он говорит, что «найдет любого». Но любого и московский уголовный розыск найдет, если захочет. Наверное, он хороший человек, но едва ли это политическая программа.
«Я живу в центре Москвы, у меня все обклеено его портретами, афишками и плакатами — и это дико раздражает, — продолжает Шевченко. — Непонятно, с какой стати он все обклеивает своей физиономией.
Я вижу, что его „накачивают“: кому угодно не позволят вешать повсюду свою рекламную продукцию. Дождемся его политических позиции. Пока я слышал только, что он предлагает на Патриарших сузить тротуары. Но мне кажется, что это уровень муниципального депутата, а не депутата Государственной думы».
Для меня Сергей Митрохин — гораздо более сильный противник. У Митрохина понятная программа, он работает в округе много лет, он — политик федерального уровня, состоявшийся уже много лет назад.
Храбрый, достойный человек. С Митрохиным как с выразителем интересов либеральной прозападной буржуазии будет гораздо более серьезный и концептуальный конфликт. Поэтому я рассматриваю Митрохина как самого сильного оппонента, — подчеркнул лидер РПСС.
«У нас с „Яблоком“ принципиальные расхождения по многим вопросам, — продолжает Шевченко. — Есть и общие подходы, например, к вопросам прав человека. Но как раз между теми, у которых есть совпадения, наиболее остро выделяются и разногласия».
Кандидат также выделил коммунистку Нину Останину в качестве интересного соперника: «Она достойный человек, порядочный. Правда она — кемеровская, выдвигалась в Новгороде — я не знаю, что она делает в центре Москвы и что она может нового здесь предложить, идя в Госдуму».
С 2012 до 2018 года Шевченко был членом Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Поэтому лидер РПСС отмечает, что «не сбрасывал бы со счетов Катеван Хараидзе». «Я ничего про нее не знаю, но сам статус, человек сидел в тюрьме, вызывает лично у меня глубокую симпатию. По старой правозащитной традиции я сочувствую людям, которых бросают в тюрьмы в момент политических событий».
Если на этом фоне Леонов рассчитывает проскочить просто так — думаю, он ошибается. Потому что дискуссия Шевченко — Митрохин (и в какой-то мере Останина, если КПРФ бросит на ее поддержку все силы) даст достаточно интересный политический дискурс.
Мы постараемся сделать так, чтобы дискуссия и политическая борьба в 208 центральном округе всей страны была достойной федеральных выборов. Чтобы повестку обсуждала федеральную. А всякий переход на асфальт и тротуары — это не совсем верно. Это не то, чтобы обман, но какая-то беспомощность перед избирателем, — заключил Шевченко.
Сергей Митрохин
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин — настоящий ветеран федеральной и столичной политики. На пересказ всех заметных достижений в его политической карьере потребуются тысячи знаков — и Митрохин предусмотрительно их написал в отчете о работе на благо России, Москвы и ЦАО за последние 20 лет.
В своей предвыборной кампании руководствуется программой «Яблока» «Свобода и закон. Надежда на будущее». Документ предлагает тезисы по альтернативному курсу развития России, а политику президента Владимира Путина называет «путем в тупик».
Мы — за человека и его права, за уважение к людям, за жизнь без страха и репрессий, за современное правовое российское государство. Мы — за доступную первоклассную медицину, науку и образование мирового уровня, за современную экономику, за мир.
В программе наряду с привычными для таких документов тезисами содержатся требования расследования предполагаемого отравления Алексея Навального, призыв к организации Международной конференции по решению проблемы Крыма и прекращению вмешательства во внутренние дела Украины, Белоруссии и других государств на постсоветском пространстве.
Митрохин дорабатывает и личную программу «Право на город», в которой акцент сделан на интересах москвичей и жителей центра столицы.
Своего оппонента Олега Леонова Митрохин называет «безликим электоральным статистом» от партии власти, на чью поддержку брошена вся мощь админресурса:
Опасность для жителей ЦАО тут в следующем: если власть продавит эту кандидатуру, то реально представлять их интересы будет некому. У Олега Леонова нет и не может быть ни опыта, ни знаний, необходимых для такой работы. Зачем жителям ЦАО такой депутат? Единственное, в чем он может им помогать, так это в поиске пропавших людей.
Но мы в ЦАО и без него умеем это делать.
Митрохин отметил, что к Максиму Шевченко, напротив, он относится как к принципиальному сопернику:
Как лидер новой партии Максим Шевченко сосредоточился на партийной кампании — и все силы бросает туда. Я воспринимаю его как серьезного конкурента: он известен, у него свой специфичный электорат, но у него есть шансы его расширить.
Я готов участвовать в дебатах со всеми, и вести политический диалог с Максимом Шевченко было бы очень интересно, он интересный собеседник.
Взгляды у нас с ним — абсолютно разные по многим пунктам, но это и сделает диалог интереснее, — отметил Митрохин.