По словам Макарова, подкрепленным документально, госпрограмма «развитие авиационной промышленности» фактически сорвана.
Не достигнуты 32 показателя, 56 из 65 показателей «показывают технические действия», что по существу означает видимость активности, чтобы оправдать колоссальные расходы бюджетных средств.
А главное — полностью отсутствует проектная часть (план действий по развитию авиапрома), что означает, что все расходы направлены на оплату «текущей деятельности» — зарплаты чиновников, административные траты и прочее, не имеющее отношение к конкретному обновлению.
Не выполнен ключевой показатель — валовая добавленная стоимость (447 млрд руб вместо 513 млрд руб) это означает, что минпромторг растранжирил в минус бюджетные ресурсы. Также сорваны ВСЕ намеченные госпрограммой ключевые параметры.
Следствия проявились в прогнозах начала серийного производства самолетаМС-21.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации и Чемезов, глава Ростеха, в который входит ОАК, обещали в 2017 начать массово выпускать самолет в 2019; затем, в 2019 вице-премьер Борисов говорил о 2021, в марте 2022 Мантуров — 2024, июнь 2022, Борисов-Чемезов - 2029.
Импортозамещение, несмотря на обильное финансирование, также сорвано.
В марте 2015 Мантуров подписал приказ — локализовать двигатель ПД-14 с 0 до 100% в 2020, топливные системы на 80-100% - к концу 2017.
Ничего сделано не было, в итоге появляется следующий приказ от 02 августа 2021 — двигатель локализовать до (уже) 90-100% к 2024, топливные системы до (уже) 50% к 2024.
Сотни миллиардов рублей, выделенных под обещания Борисова, Мантурова и Чемезова локализовать производство первого российского отечественного гражданского самолета, потрачены без расчетного результата.
Еще хуже ситуация в автомобилестроении по автоматической коробке передач и тормозным системам, что фактически остановило отечественные заводы. В том числе КАМАЗ, единственный производитель конкурентных грузовых авто советской разработки (14 место в мировом рейтинге), который полностью зависит от импортных тормозных систем и автоматических коробок..
Макаров в связи с этим процитировал высказывание, которое приписывают Мантурову - «импортозамещение остановилось по причине невозможности приобрести импортные компоненты» со своим комментарием - «я подумал, что наконец-то правду сказали».
Из выступления Макарова следует, что одной из причин срывы госпрограмм является «прокручивание денег» ответственными госкорпорациями, в частности, Ростехом и ОАК, через депозиты коммерческих банков.
В 2021 году «остатки целевых средств и объем временно свободных средств» увеличились почти до 450 млрд руб, что оценочно принесло ГК не меньше 45 млрд руб «рентных» беспроблемных доходов, не обеспеченных товарами — мощная подпитка инфляции.
Происходил это при попустительстве Минфина и СП, которые. Судя по отчетам, игнорировали эти явления, равно, как и срыв госпрограмм минпромторгом и Ростехом.
Анализ Макарова ставит под серьезные проблемы реальность осуществления новой программы авиастроения стоимостью около 800 млрд руб, которую пролоббировали в правительстве