Лайнер МС-21. От мировой интеграции к родным берегам.
Новость о том, что президент Российской Федерации, Путин В.В., назвал поведение западных поставщиков, хамством, когда комментировал срыв поставок композитных материалов для лайнера МС-21.
После этой новости стало интересно, насколько "наш" этот перспективный лайнер.
И что характерно, информации по данному проекту достаточно много. В свободном доступе выложены контрагенты, которые участвуют в работе над лайнером и наименование оборудования, которое они должны поставить.
Разработкой проекта, занимается корпорация "Иркут", с входящим в неё ОКБ Яковлева. За основу взяли разработку ЯК-242, который так и не увидел свет. В 2003 г., эскиз будущего лайнера победил на конкурсе Росавиакосмоса.
Изначально планировалось, что российских комплектующих в нём будет 38%. Но по мере того, как нашим на внешних рынках всё больше стали прижимать хвост, правительство поставило задачу увеличить долю до 97%. Интересно, что же в этих 3% такого импортного, незаменимого. Ну да ладно, видимо-это секрет.
Болевых точек у проекта, на которые готовы нажимать конкуренты, предостаточно чтобы его похоронить. И нужна действительно воля, для того чтобы решить эти проблемы, не уронив качество производимой продукции.
Хотелось бы выделить три основных проблемы, которые последние годы решает наша промышленность: двигатель, композитные материалы и электронная начинка.
Начнем с первой проблемы, а именно композитных материалов, которые являются основой создания крыльев, киля.
Они необходимы в процессе, который называется вакуумной инфузией. Эта технология позволяет облегчить конструкцию, тем самым увеличить скорость и манёвренность. После того как компания АО "АэроКомпозит", освоившая эту технологию, попала под санкции США в 2018 году, принято решение о замене иностранных материалов отечественными.
В работу включился композитный дивизион Росатома и компания "Препрег-СКМ", которая входит в структуру РОСНАНО. Отечественным будут как углеволоконные ленты, так и связующие составы.
Проблема номер два - двигатели. Изначально, было заключен контракт на поставку с компанией Pratt & Whitney двигателей PW1400G.
В условиях проблем возникающих с иностранными производителями, особенно находящимися на территории США, начала форсироваться программа доведения до серийного производства, двигателя ПД-14.
Головной разработчик — АО "ОДК-Авиадвигаель" (г. Пермь), головной изготовитель — АО "ОДК-Пермские моторы" (г. Пермь). Официальную разработку начали в 2008 году, а в 2018 были получены сертификаты соответствия. Причем с 2015 года и испытали, и довели и партию движков на "Иркут" закинули.
Третья проблема, она же самая сложная, проблема электроники самолёта. Смотря на список иностранных компаний, которые должны поставить авионику.
Хочется спросить:" А он не бахнется от землю, из-за вдруг возникшей у него ошибки?" Ведь изначально все мозги иностранные, а какие пакости могут произойти, никто не скажет.
Приведу выдержку из статьи по теме:
...в разработке авионики МС-21 принимала участие американская Rockwell Collins, которая теперь поставляет некоторые элементы.
В создании элементов контроля, управления и безопасности участвуют американские компании Honeywell, UTC Aerospace Systems и Goodrich Corporation, а также французская Thales и израильская Elbit Systems. Американская Hamilton Sundstrand должна обеспечить поставки электрогенераторов и вспомогательного электрооборудования, а также системы пожаротушения.
Гидравлику разрабатывала американская Eaton. Некоторые другие компоненты для самолета поставляют британская Meggitt и шведская CTT System...
Работу в направлении замещения иностранной авионики, ведет компания "Авиаприбор-холдинг" входящая в АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). С 2013 года заключен контракт на создание БРЭО (бортовое радио-электронное оборудование) для МС-21.
Планируется, к 2023 году, полностью перевести лайнер на наше оборудование. Но это дело перспективы, а значит проблема окончательно не закрыта.
Вывод из всего вышесказанного следующий. Всю работу над проектом можно разделить четко, на до санкций и после санкций.
Этот водораздел, здесь очень четко прослеживается. И именно после 2015 года, стал рождаться действительно Отечественный лайнер, а не плод международного сотрудничества.
Когда понадобилось, нашлись и новые разработки и головы, и руки готовые не только Нефть качать, но и конкурентную продукцию создавать. Неужели чтобы нам что-то создать, обязательно надо дойти до ручки и только после этого, заиграет униженная гордость.