Надежда Толоконникова:назвала происходящее "имитацией судебного процесса".
"Кто виноват в нашем концерте в храме Христа Спасителя?" - задала она вопрос и сама ответила на него: "Авторитарное государство". По мнению подсудимой, деятельность их группы - это "оппозиционное искусство".
Суд над Pussy Riot: Последнее слово Надежды Толоконниковой
Мария Алехина:
Этот процесс показателен и красноречив. Не раз ещё власть будет краснеть за него и стыдиться. Каждый его этап – это эссенция беспредела. Как вышло, что наше выступление, будучи изначально не большим и несколько нелепым актом, разрослось до огромной беды. Очевидно, что в здоровом обществе такое не возможно.
Россия как государство, давно напоминает насквозь больной организм.
И эта болезненность взрывается резонансом, когда задеваешь назревшие нарывы. Эта болезненность сначала долго и публично замалчивается. Но позже всегда находится разрешение через разговор.
Смотрите, вот она форма разговора, на который способна наша власть. Этот суд – не просто злая гротескная маска, это лицо разговора с человеком в нашей стране. На общественном уровне для разговора о проблеме, часто нужна ситуация – импульс.
И интересно, что наша ситуация, она уже изначально диперсонифицирована. Потому, что говоря о Путине, мы имеем в виду, прежде всего не Владимира Владимировича Путина, но мы имеем Путина – как систему, созданную им самим.
Вертикаль власти, где всё управление осуществляется практически вручную. И в этой вертикали не учитывается, совершенно не учитывается мнение масс. И, что больше всего меня волнует, не учитывается мнение молодых поколений. Мы считаем, что неэффективность этого управления, она проявляется практически во всём.
И вот здесь вот, в этом последнем слове, я хочу вкратце описать мой непосредственный опыт столкновения с этой системой. Образование, из которого начинается становление личности в социуме, фактически игнорирует особенности этой личности. Отсутствует индивидуальный подход, отсутствует изучение культуры, философии, базовых знаний о гражданском обществе.
Формально эти предметы есть. Но формы их преподавания, наследует советский образец. И как итог, мы имеем маргинализацию современного искусства в сознании человека, отсутствие мотивации к философскому мышлению, гендерную стереотипизацию, и отметание в дальний угол позицию человека, как гражданина.
Современные институты образования учат людей с детства жить автоматически. Не ставить ключевых вопросов с учетом возраста. Прививают жестокость, и неприятия инакомыслия. Уже с детства человек забывает свою свободу.
У меня есть опыт посещения психиатрического стационара для несовершеннолетних. И я с уверенностью говорю, что в таком может оказаться любой подросток, более или менее активно проявляющий инакомыслие. Часть детей, находящихся там, из детских домов.
У нас в стране считается нормой ребенка, попытавшегося сбежать из детдома, положить в психбольницу. И осуществлять лечение сильнейшими успокоительными, такими, как например Аминозин, который использовался ещё для усмирения советских диссидентов в 70-е годы.
Это особенно травматично при общем карательном уклоне, и отсутствии психологической помощи, как таковой. Всё общение там построено на эксплуатации чувства страха и вынужденном подчинении этих детей. И как следствие, уровень их жестокости опять же, вырастает в разы. Многие дети там безграмотные. Но никто не делает попыток бороться с этим. Напротив, отбивается последняя капля мотивации к развитию. Человек замыкается, перестаёт доверять миру.
Хочу заметить, что подобный способ становления, очевидно, препятствует осознанию внутренних и в том числе религиозных свобод, и носит массовый характер, к сожалению.
Следствием такого процесса, как я только что описала, является онкологическое смирение, бытийное смирение социализации. Этот переход или перелом, примечателен тем, что если воспринимать его в контексте христианской культуры, то мы видим, как подменяются смыслы и символы на прямо противоположные.
Так смирение, одна из важнейших христианских категорий, отныне понимается в бытийном смысле не как путь ощущения, укрепления, и конечного освобождения человека, а напротив, как способ его порабощения.
Цитируя Николая Бердяева можно сказать, что: «Антология смирения – это антология рабов божьих, а не сынов божьих». Когда я занималась организацией экологического движения, окончательно сформировался у меня приоритет внутренней свободы, как основы для действия. И так же важность, вот непосредственная важность действия, как такового.
До сих пор мне удивительно, что в нашей стране требуется ресурс нескольких тысяч человек, для прекращения произвола одного или горстки чиновников.
Вот я хочу заметить, что наш процесс – это очень красноречивое подтверждение тому, что требуется ресурс тысяч людей по всему миру, для того, чтобы доказать очевидное. То, что мы не виновны втроём. Мы не виновны, об этом говорит весь мир. Весь мир говорит на концертах, весь мир говорит в интернете, весь мир говорит в прессе.
Об этом говорят в парламенте. Премьер-министр Англии приветствует нашего президента не словами об олимпиаде, а вопросом: «Почему три невиновные девушки сидят в тюрьме? Это позор».
Но ещё более удивительно для меня, что люди не верят в то, что могут как-либо влиять на власть. Во время проведения пикетов и митингов, вот на той стадии, когда я собирала подписи, и организовала этот сбор подписей, очень многие люди меня спрашивали.
При том, спрашивали с искреннем удивлением, какое им собственно может быть дело, до... Может быть единственного, существующего в России может быть реликтового… Но какое вот им дело до этого леса в Краснодарском крае? Вот небольшого пятачка.
Какое им собственно дело, что жена нашего премьер-министра Дмитрия Медведева, собирается там построить резиденцию? И уничтожить единственный можжевеловый заповедник у нас в России.
Ну, вот собственно, эти люди… Вот ещё раз находится подтверждение, что люди у нас в стране перестали ощущать принадлежность территорий нашей страны им самим, гражданам. Эти люди перестали чувствовать себя гражданами. Они себя чувствуют просто автоматическими массами. Они не чувствуют, что им принадлежит даже лес, находящийся непосредственно у них около дома.
Я даже сомневаюсь в том, что они осознают принадлежность собственного дома им самим. Потому, что если какой-нибудь экскаватор подъедет к подъезду, и людям скажут, что им нужно эвакуироваться, что: «Извините, мы сносим теперь ваш дом. Теперь здесь будет резиденция чиновника». Эти люди покорно соберут вещи, соберут сумки, и пойдут на улицу.
И будут там сидеть ровно до того момента, пока власть не скажет им, что делать дальше. Они совершенно аморфны, это очень грустно. Проведя почти полгода в СИЗО, я поняла, что тюрьма – это Россия в миниатюре.
Начать так же можно с системы правления. Это та же вертикаль власти, где решение любых вопросов происходит единственно, через прямое вмешательство начальника. Отсутствует горизонтальное распределение обязанностей, которое заметно облегчило бы всем жизнь. И отсутствует личная инициатива. Процветает донос.
Взаимное подозрение. В СИЗО, как и у нас в стране, всё работает на обезличивании человека, приравнивание его к функции. Будь то функция работника, или заключенного. Строгие рамки режима дня, к которым быстро привыкаешь, похожи на рамки режима жизни, в которые помещают человека с рождения.
В таких рамках люди начинают дорожить малым. В тюрьме - это например скатерть, или пластиковая посуда, которую можно раздобыть только с личного разрешения начальника. А на воле – это соответственно, статусная роль в обществе, которой тоже люди очень сильно дорожат. Что мне, например, всегда всю жизнь было удивительным. Ещё один момент – это осознание этого режима, как спектакля. Который на реальном уровне оказывается в хаос.
Внешнее режимное заведение, обнаруживает дезорганизацию и не оптимизированность большинства процессов. И очевидно, что к правлению это явно не ведет. Напротив, у людей обостряется потерянность, в том числе во времени и пространстве.
Человек, как и везде в стране не знает, куда обратиться с тем или иным вопросом. Поэтому обращается к начальнику СИЗО. На воле, считай к начальнику Путину. Выражая в тексте собирательный образ системы, который… Да, в общем можно сказать, что мы не против… Что мы против путинского хаоса, который только внешне называется режимом.
Выражая в тексте собирательный образ системы, в которой по нашему мнению происходит некоторая мутация практически всех институтов, при внешней сохранности форм. И уничтожается такое дорогое нам гражданское общество. Мы не совершаем в текстах прямого высказывания. Мы лишь берем форму прямого высказывания. Берем эту форму, как художественную форму. И единственно, что тождественно – это мотивация.
Наша мотивация – тождественная мотивация, при прямом высказывании. И она очень хорошо выражена словами Евангелие: «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Я, и мы все искренне верим, что нам отворят. Но увы, пока что нас только закрыли в тюрьме. Это очень странно, что реагируя на наши действия, власти совершенно не учитывают исторический опыт проявления инакомыслия.
«Но сейчас не та страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае, как героизм. А в худшем, как психическое расстройство», - писал в 70-е годы диссидент Быковский. И прошло не так много времени, и уже как будто не было не большого террора, не попыток противостоять ему.
Я считаю, что мы обвиняемые беспамятными людьми. Многие из них говорили: «Он одержим бесом, и безумствует. Что случаете его»? Эти слова принадлежат иудеям, обвинившим Иисуса Христа в богохульстве. Они говорили: «Хотим побить тебя камнями, за богохульство». (Иоанн 10.33).
Интересно, что именно этот стих использует русская православная церковь, для выражения своего мнения на богохульство. Это мнение заверено на бумаге, приложено к нашему уголовному делу. Выражая его, русская православная церковь ссылается в Евангелие, как на статичную религиозную истину.
Под Евангелием уже не понимается откровение, в котором оно было с самого начала. Но под ним понимается некий монолитный кусок, который можно разобрать на цитаты, и засунуть куда угодно. В любой свой документ, использовать для любых целей. И русская православная церковь даже не озаботилась тем, чтобы посмотреть, в каком контексте используется слово богохульство.
Что в данном случае оно было применено к Иисусу Христу. Я считаю, что религиозная истина не должна быть статичной. Что необходимо понимание и моменты путей развития духа. Испытаний человека, его раздвоенности, расщепления. Что все эти вещи необходимо переживать для становления.
Что только посредством переживания этих вещей, человек может к чему-то придти, и будет приходить постоянно. Что религиозная истинна – это процесс, а не оконченный результат, который можно засунуть куда угодно. И все эти вещи, о которых я сказала, эти процессы, они осмысляются в искусстве и философии. В том числе, в современном искусстве.
Художественная ситуация может, и на мой взгляд должна содержать свой внутренний конфликт. И меня очень сильно раздражает вот эта так называемость в словах обвинения, применительно к современному искусству.
Я хочу заметить, что во время суда над поэтом Бродским, использовалось ровно то же самое. Его стихи обозначались, как так называемые стихи, а свидетели их не читали.
Как и часть наших свидетелей, не были очевидцами произошедшего, но видели в интернете клип.
Наши извинения видимо тоже обозначаются в собирательной обвиняющей голове, как так называемые. Хотя, это оскорбительно. И наносит мне моральный вред, душевную травму. Потому, что наши извинения были искренними. Мне так жаль, что произнесено было такое количество слов, вы до сих пор этого не поняли. Или вы лукавите, говоря о наших извинениях, как не искренних извинениях. Я понимаю, что вам ещё нужно услышать. Для меня лишь этот процесс имеет статус так называемого процесса.
И я вас не боюсь. Я не боюсь лжи и фикции, плохо задекорированного обмана, в приговоре так называемого суда.
Потому что вы можете лишить меня лишь так называемой свободы. Только такая существует в РФ. А мою внутреннюю свободу никому не отнять. Она живёт в слове, она будет жить благодаря гласности, когда это будут читать и слышать тысячи людей. Эта свобода уже продолжается с каждым неравнодушным человеком, который слышит нас в этой стране.
Со всеми, кто нашел осколки процесса в себе, как когда-то нашли Франц Гафт, и Ги де Бор. Я верю, что имею честность и гласность, жажду правды, сделать всех нас немного свободнее. Мы это увидим.
Екатерина Самуцевич на фото слева:
На последнем слове от подсудимого обычно ждут либо раскаяния, либо сожаления о содеянном, либо перечисления смягчающих обстоятельств.
В моём случае, как в случае моих коллег по группе, мне совершенно не нужно. Вместо этого я хочу высказать свои соображения по поводу причин произошедшего с нами.
То, что Храм Христа Спасителя стал значимым символом политической стратегии наших властей, многим думающим людям стало понятно ещё с приходом на руководящий пост русской православной церкви, бывшего коллеги Владимира Владимировича Путина, Кирилла Гундяева.
После чего Храм Христа Спасителя начал откровенно использоваться в качестве яркого интерьера для политики и силовых спецслужб, являющихся основными источниками власти.
Почему Путину вообще понадобилось использовать православную религию, и её эстетику? Ведь он мог воспользоваться своими куда более светскими инструментами власти. Например, (неразборчиво) корпорациями, или своей грозной полицейской системой, или своей послушной судебной системой.
Возможно, что жесткая неудачная политика правительства Путина, инцидент с подводной лодкой «Курск», взрывов мирных граждан средь бела дня, и другие неприятные моменты в его политической карьере, заставили задуматься о том, что ему уже давно пора сделать самоотвод. Иначе в этом ему помогут граждане России. Видимо, именно тогда ему понадобились более убедительные трансцендентные гарантии своего долгого пребывания на вершине власти.
Здесь и возникла потребность использовать эстетику православной религии, исторически связанной с лучшими имперскими временами России. Где власть шла не от таких земных проявлений, как демократические выборы гражданского общества, а от самого бога.
Как же ему это удалось? Ведь у нас всё-таки светское государство. И любое пересечение религиозной и политической сфер, должны строго пресекаться в нашем бдительном, политически мыслящем обществе. Видимо здесь власти воспользовались определенной нехваткой православной эстетики в советское время. Когда православная религия обладала ореолом утраченной истории.
Чего-то задавленного и поврежденного советским тоталитарным режимом. И являлось тогда позиционной культурой. Власти решили апроприировать этот исторический эффект утраты, и представить свой новый политический проект, по установлению утраченных духовных ценностей России, имеющий весьма отдаленное отношение к искренней заботе о сохранении истории культуры православия.
Достаточно логичным оказалось и то, что именно русская православная церковь, давно имеющая мистические связи с властью, явилось главным идейным исполнителем этого проекта.
При этом было решено, что русская православная церковь, в отличии от советского времени, где церковь противостояла прежде всего грубости власти, по отношению к самой истории, должна так же противостоять всем пагубным проявлениям современной массовой культуры с её концепцией и разнообразием толерантности.
Для реализации этого интересного во всех смыслах политического проекта, потребовалось не малое количество многотонного профессионального светового и видеооборудования, эфирного времени на центральных каналах для прямых и многочасовых трансляций.
И в последующем, многочисленных подсъёмок, к укрепляющим мораль и нравственность новостным сюжетам, где и будут произноситься стройные речи патриарха, помогающие верующим сделать правильный политический выбор, в тяжелые для Путина предвыборные времена.
При этом все съёмки должны проходить непрерывно. Нужные образы должны врезаться в память, и постоянно возобновляться, создавая впечатление чего-то естественного, постоянного и обязательного.
Наше внезапное музыкальное появление в Храме Христа Спасителя, с песней «Богородица, Путина прогони», нарушило цельность этого так долго создаваемого, и поддерживаемого властями амедийного образа, выявило его ложность.
В нашем выступлении мы осмелились без благословления патриарха, совместить визуальный образ православной культуры, и культуры протеста. Наведя умных людей на мысль о том, что православная культура принадлежит не только русской православной церкви, патриарху и Путину, она может оказаться на стороне гражданского бунта, и протестных настроений в России.
Возможно, такой неприятный масштабный эффект от нашего медийного вторжения в храм, стало неожиданностью для самих властей. Сначала они попытались представить наше выступление как выходку бездушных воинствующих атеисток.
Но сильно промахнулись, так как к этому времени мы уже были известны как антипутинская панк-феминистская группа, осуществляющая свои медианабеги на главные политические символы страны.
В итоге, оценив все необратимые политические символические потери, принесенные нашим невинным творчеством, власти всё-таки решились оградить общество от нас, и нашего (неразборчиво) мышления. Так закончилось наше не простое панк-приключение в Храме Христа Спасителя. У меня сейчас смешанные чувства, по поводу этого судебного процесса.
С одной стороны, мы сейчас ожидаем обвинительный приговор. По сравнению с судебной машиной, мы никто, мы проиграли. С другой стороны, мы победили.
Сейчас весь мир видит, что заведенное против нас уголовное дело сфабриковано. Система не может скрыть свой репрессивный характер этого судебного процесса. Россия в очередной раз выглядит в глазах мирового сообщества, не так, как пытается себе представить Владимир Путин в своих каждодневных международных встречах.
Все обещанные им шаги, на пути к правовому государству, очевидно так и не были сделаны. А его заявление о том, что суд по нашему делу будет объективен, и вынесено справедливое решение, является очередным обманом всей страны, и мирового сообщества. Всё, спасибо.