«Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем», – считает Алексей Леонов.
Россия может вскоре потерять небо и космос: в стране скоро некому будет летать ни на самолетах, ни на космических кораблях.
Об этом заявил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, первый, кто вышел в открытый космос.
Он обратил внимание, что за последнее десятилетие российскими «реформаторами» было уничтожено четыре авиаучилища, практически прекратили свое существование три академии, готовившие лучшие летные, инженерные кадры и специалистов по воздушно-космической обороне, а Госдума всерьез обсуждает варианты найма иностранных пилотов.
Говоря о решении слить прославленную российскую Академию им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина , Леонов сказал, что «это было не очень серьезное решение».
По его словам, «наверху, видимо, виднее – поставили задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий».
Однако при этом позже «кто-то раскопал письмо министра финансов РФ Кудрина, где он пишет о том, что помещение, которое занимала Академия Жуковского, надо передать министерству финансов для основания там казначейской службы... Вот, получается, откуда надо было плясать. Выходит, это был сговор с целью забрать здание академии для Минфина?».
Леонов расскахзал, что в июле 2011 года минобороны издает новый приказ: передать «подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина (г. Москва, пос. Монино, Щелковский район Московской области) в ВАИУ – Военный авиационный инженерный институт в Воронеже»... «Что он собой представляет?
Учебное заведение, которое всегда готовило работников тыла. Cамо собой, условия, в которых оказались москвичи и «притесненные» ими воронежцы, не поддавались никакому описанию.
После этого уже всем специалистам было понятно – на подготовке авиаинженеров, летчиков в России поставлен крест – обучать кого-либо в таких условиях невозможно.
Да и некому их уже учить, ведь подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава ВУНЦ ВВС ВВА (такой сложной аббревиатурой успел обзавестись к тому времени скрещенный «организм») отказалось переезжать в Воронеж», – рассказал Леонов.
По его данным, более полутора тысяч человек в Монине были уволены, а из Академии Жуковского в Воронеж выехало всего 17 преподавателей – в основном молодые люди без жилья. «Им еще самим надо расти как педагогам, но как, каким образом – без должной базы – непонятно», – сказал он.
«Это преступление со стороны Министерства обороны, непродуманные и ничем не обоснованные действия, за которые нашей стране еще придется поплатиться» – так отреагировал бывший заместитель начальника Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина по учебной и научной работе, доктор военных наук, ныне глава Монина Иван Николаевич Найденов.
По его мнению, в новом учебном заведении в Воронеже нет должной материально-учебной базы для подготовки офицеров с высшей оперативно-тактической подготовкой.
Леонов подметил еще один интересный факт – здание Воронежского университета, который переименовали в Военно-учебный научный центр ВВС (именно здесь теперь собираются ковать новые, местами усеченные кадры), – это бывшая тюрьма...
Комментируя ситуацию с Центром подготовки космонавтов им. Гагарина, Леонов сообщил, что «авиационный корпус, который обеспечивал подготовку будущих космонавтов, разрушен почти полностью».
«Например, в центре стояли самолеты «Л-39» и «МиГ-21» – динамические тренажеры для отработки стыковки. На каждом самолете на лобовом стекле был визир (или прицел) космического корабля.
Космонавт, сидя за штурвалом, в динамике нарабатывал навыки стыковки в паре с летящим впереди него вторым самолетом, который имитировал станцию. Этих самолетов уже нет, – рассказал Леонов. – Было 4 самолета «Ил-76» для тренировки невесомости (которые летают по параболической траектории).
Ни у кого в мире не было таких тренажеров. Так вот, забрав у ЦПК, Минобороны пустило их на транспортные перелеты. Сейчас остался всего один «Ил-76», да и тот хотят у ЦПК забрать, чтобы потом сдавать Роскосмосу в аренду».
Рассказывая об уникальнейшем единственном в мире самолет «Ту-154», который летчики называют «хрустальным», Леонов отметил, что его тоже уже нет в распоряжении Центра.
«Это был самолет-лаборатория, на котором отрабатывались все действия по мониторингу Земли. На нем было продублировано оборудование космической станции... Его забрали еще два года назад, используют как салонный самолет для перелетов.
Мы докладывали об этом Медведеву. Он серьезно озадачился этой проблемой, обещал разобраться, да только результата нет...» – рассказал Леонов.
По его мнению, люди чувствуют, как власть относится к космонавтам – нет былого внимания и уважения со стороны государства, нет и ответной реакции. «Вы посмотрите, кто принес заявления в отряд космонавтов – летчиков там раз-два, и обчелся, их теперь действительно будет все меньше и меньше. Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже бомжи...
А ведь по поводу состава кадров еще Королев говорил: «В космос берем только летчиков-истребителей, они знают и навигацию, и радиосвязь, и вестибулярный аппарат у них натренирован как надо. Они наиболее подготовлены к принятию грамотных, самостоятельных решений в штатных и аварийных ситуациях», – отметил Леонов.
«Руководитель Роскосмоса как-то пожаловался, что в космонавтику приходят плохие кадры, не умеющие с ходу решать алгоритмы, – продолжил летчик-космонавт. – А кто разрушает академии?
Не он ли был заместителем министра обороны, когда начиналась ликвидация Академии Жуковского? Будучи руководителем летно-космической подготовки и командиром отряда космонавтов, я постоянно учил своих подчиненных перед принятием решения задавать себе вопрос: зачем?»
В Госдуме, по словам Леонова, тем временем на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных летчиков. Ведь нам ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты Airbus A320, Airbus A330 и «Суперджет».
Одному «Аэрофлоту» ежегодно требуется 200-250 пилотов.
«И мы, словно в каком-нибудь африканском государстве, должны нанимать их в других странах? Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем. Зачем?!», – недоумевает летчик-космонавт.
Москва, Июль 06 Анастасия Смирнова |