Материал для уголовного дела по «Оборонсервису», послужившего поводом для отставки Анатолия Сердюкова с должности министра обороны, собирала военная контрразведка ФСБ России.
У теперь уже бывшего главы Минобороны «были трения с ФСБ», подтверждают сегодня «Ведомости». По некоторым сведениям, нынешнее уголовное дело представляет собой лишь «надводную часть айсберга». Намного более интересными могут оказаться материалы, собранные контрразведкой в ходе ревизии международных контактов бывшего министра.
Напомним, что Анатолий Сердюков являлся последовательным сторонником закупок зарубежных вооружений и военной техники, за что постоянно критиковался в России.
Практически каждый контракт такого рода сопровождался скандалами и намеками на наличие в нем коррупционной составляющей. Самым громким, долгоиграющим и дорогостоящим для России был скандал вокруг закупки у Франции абсолютно ненужных нам, по мнению экспертов, вертолетоносцев «Мистраль».
Контракт стоимостью в несколько миллиардов евро был пролоббирован лично тогдашним президентом Франции Николя Саркози и одобрен лично тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым.
По мнению редактора авторитетного журнала Moscow Defense Brief Константина Макиенко, масштабные межгосударственные проекты по закупке вооружений часто сопровождаются «комиссионными». Со сделки минимальной стоимостью в 1,2 млрд. евро даже 1% составит 12 млн. евро. Макиенко также напоминает, что изначально цена контракта с французами предполагалась на уровне 980 млн. евро.
А для французских ВМС такие корабли строятся и вовсе за 400 млн. евро, то есть в три раза дешевле той суммы, за которую «Мистраль» в конечном счете продали России.
Но «произошло вмешательство политического руководства России, в лице бывшего президента Медведева, которое обязало Министерство обороны заключить этот контракт в двухнедельный срок... Таким образом... российский налогоплательщик потерял 220 млн. евро», - отмечал в связи с этим эксперт.
Если прямые потери для российской казны, по оценкам экспертов, могли составить 220 млн. евро, то какими могли быть «комиссионные», и кому они могли предназначаться - вполне себе предмет для пристального изучения контрразведчиками.
Стоит отметить, что практика «особого мотивирования» сделок на самом высоком государственном уровне российским бизнесменам и покровительствующим им чиновникам как минимум хорошо знакома.
Ведь совсем недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко внезапно признался, что один из считающихся близких к Дмитрию Медведеву коммерсантов предлагал ему «откат» в 5 млрд. долларов за льготные условия приватизации ряда белорусских предприятий.
По некоторым сведениям, российские контрразведчики уже давно собирали материал о злоупотреблениях и вероятных коррупционных схемах, сопровождавших подписание контракта по «Мистралям». Но дать ход этому делу не представлялось возможным, поскольку это нанесло бы серьезный репутационной удар не только по Анатолию Сердюкову, но и по Дмитрию Медведеву, сменившему пост президента РФ на кресло премьер-министра.
Однако, бесконечно замалчивать эту ситуацию также не представлялось возможным. Тем более, что встречное расследование внезапно начали и французские спецслужбы, проводящие в настоящее время пристальную ревизию деятельности бывшего президента Франции Николя Саркози.
Более того: французская сторона на неформальном уровне уже якобы изъявила желание придать огласке некую документальную информацию о том, почему именно руководство Минобороны РФ при деятельном непротивлении Дмитрия Медведева в ходе сделки по «Мистралям» не только не помешало нанесению экономического ущерба Российской Федерации, но и непосредственно способствовало этому.
Символично, что свой последний зарубежный визит в статусе министра обороны Анатолий Сердюков совершил именно во Францию. На минувшей неделе, когда в России уже вовсю разгорался скандал вокруг «Оборонсервиса», Сердюков в Париже расхваливал французскую экипировку, бронетехнику и боеприпасы. Там же министром как ни в чем не бывало обсуждалась скандальная закупка у французов пятидесяти «генеральских вертолетов» Eurocopter, о которой в сентябре подробно писала газета «Московский Комсомолец».
Нельзя исключать, что одной из истинных целей этой «прощальной» поездки Сердюкова в Париж была попытка заблокировать или хотя бы отсрочить развитие скандала по «Мистралям». Одной лишь контрразведке теперь может быть известно, какие условия этого и с кем именно могли обсуждаться.
Как бы то ни было, но дело «Оборонсервиса» как формальный повод для отставки Анатолия Сердюкова представляется довольно удачным. В отличие от ожидаемого в ближайшее время скандала вокруг «Мистралей», оно не наносит прямого непосредственного удара по репутации Дмитрия Медведева.
К тому же, после отставки Сердюкова его можно сделать «крайним» по любым вновь открывшимся обстоятельствам, - т.е. вероятные разоблачения французов лично для премьера теперь будут уже не так страшны.
Пока, впрочем, глава правительства не спешит окончательно «сдавать» своего многолетнего соратника и подопечного. Окружение Дмитрия Медведева уже распространило информацию о том, что Анатолий Сердюков подал прошение об отставке сам (а не был уволен), и что его деятельность на посту министра в целом оценивается премьером позитивно.
«Сердюков был эффективным министром обороны, это проявилось в ходе преобразований, которые он проводил в вооруженных силах», сказал Медведев, комментируя отставку министра.
|