«Ростех» объявил о планах возобновления производства советских самолётов семейств Ту-204 и Ил-96. Правда, если быть точными, речь идёт о «рассмотрении возможностей» – то есть,никаких решений по этому поводу ещё не принято.
Здравая идея в этом есть: оба семейства, во-первых, полностью отечественные, для их производства, ремонта и обслуживания не требуется пресловутая «международная кооперация», которая легко становится жертвой политики.
Во-вторых, они уже разработаны, испытаны и сертифицированы, в то время как тот же МС-21 с российским двигателем ПД-14 – ещё нет, и до массового серийного производства в нужных количествах пройдёт дай бог года три, в реальности же 5 и более (и это мы не говорим про российско-китайский CR929, который вообще существует только в виде макетов) – а летать надо уже сейчас.
В-третьих, оба семейства используют один и тот же двигатель ПС-90А: его хоть и трудно назвать эталоном экономичности и надёжности, но он есть уже сейчас, сертифицирован и серийно производится. Опять же, в отсутствии конкуренции разницы особой нет, выбирать нужно из того, что дают.
В-четвёртых, эти самолёты уже производятся, пусть и мелкосерийно. Так, в 2020 и 2021 годах построено по одному Ту-214 (в версии ПУ, т.е. воздушный пункт управления), а также два Ил-96-300 в 2021 году.
Ил-96-300 и Ил-96-400.
Казалось бы, проблема решена? Нет. И вот почему:
Готовая разработка (пусть устаревшая, прожорливая, шумная, с трёхчленными экипажами, но летающая и своя) – это хорошо, но нужны производственные мощности. То есть, цеха, оборудование и специалисты. Причём не на одном авиазаводе, где будут собираться самолёты, а у всех предприятий-смежников. Хорошо, цеха относительно быстро спроектируют и построят.
Станки преимущественно импортные, но, допустим, как-то в обход санкций их можно будет приобрести.
А где взять людей? Инженеры работают менеджерами по продажам табуреток. Рабочие с руками скорее пойдут в автосервис, а не на зарплату в 45 тысяч рублей – хотя тут ситуация исправляется и высококлассным специалистам предлагают до 80, что для регионов относительно неплохо. Но их ещё нужно где-то обучить…
Несколько самолётов в год на стапелях строить можно, а вот масштабировать…
В итоге, если государство всё оплатит, никто не копейки не отпилит и всё сложится наилучшим образом, через те же год-два мы сможем строить, допустим, 10 самолётов в год. Именно столько Ту-204/214 построено в самом «урожайном» 2008-ом, а Ил-96 более трёх за год не строили никогда, его предшественника Ил-86 не более 11 в год.
Самый массовый Ту-154 выпускался в количестве 20-40 самолётов в год, лишь на пике в 1980-м – 76 машин.
А нам нужно заменить 700 иностранных самолётов в ближайшие пару лет. При этом сам производственный процесс и Ту-204, и Ил-96 ориентирован на сборку «дедовскими» методами, на стапелях, в то время как МС-21 собирается на роботизированных «станциях», процесс проще масштабировать и собирать по 70-100 машин в год уже… через те же лет 5.
Только умные роботы, опять же, спроектированы немецкими инженерами и выпускаются в ФРГ. Самолет МС-21: Лазеры и роботы
А пока что нам остаётся беречь остающиеся в России «Боинги» и «Эрбасы» как зеницу ока, что и делает правительство, понимающее, что нельзя по щелчку пальцев восстановить то, что планомерно разрушалось 30 лет.
Поэтому немедленно надо восстанавливать производство отечественных Ту-204 и Ил-96 с параллельным вводом в эксплуатацию МС-21.
Такая вот загогулина, панимаишь.
10 САМОЛЁТОВ Ту-214 в год планируют выпускать . ту 214 , ту 204 , ил 76 ,мс 21