Существует давняя история противостояния Минобороны и структур военной прокуратуры, из которых было образовано Главное военное следственное управление СКР, что сейчас проводит обыски и возбуждает дела.
Более того — это уже информации источника «МК» следователи были весьма недовольны тем, что когда они столкнулись нос к носу в квартире Васильевой с министром обороны, он вмешался в ход следственных действий.
Говорят, градус общения министра и следователей был так высок, а нервы столь напряжены, что следователям пришлось отступить. Обыск квартиры г-жи Васильевой превратился в поверхностный осмотр.
После этого, утверждают военные, министр планировал ехать на заседание правительства. Но он туда не явился, послав вместо себя генерала Панкова.
Следственный комитет (СКР) обвинил подчиненный Министерству обороны холдинг ОАО «Оборонсервис» в мошенничестве и хищении госимущества «более чем на 3 млрд рублей». Возбуждены уголовные дела, проводятся обыски, изымается документация.
По некоторым сообщениям министр обороны Анатолий Сердюков лично побывал на месте обыска. «Оборонсервис» — один из основных элементов создаваемого Сердюковым «нового облика» военного ведомства, так что данная коррупционной разборка впрямую задевает министра.
Обыски проводились и у бывшего начальника департамента имущественных отношений военного ведомства Евгении Васильевой.
«Оборонсервис» был создан в сентябре 2008 года одновременно с началом военной реформы и в него вошли: «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда» и «Славянка».
Общей целью «Оборонсервиса», по словам его гендиректора Сергея Хурсевича, был «аутсорсинг» (коммерциализация и фактическая приватизация) пяти направлений: «жизнеобеспечение войск; поддержание жизненного цикла вооружений, военной и специальной техники; эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание инфраструктуры; логистическое обеспечение и общее обеспечение».
Аутсорсинг должен был существенно улучшить и удешевить тыловое обеспечение войск и структур Минобороны, сделать службу более привлекательной, высвободив для приватизации много ценного. С 2008-го по 2011-й совет директоров «Оборонсервиса» возглавлял сам Сердюков, потом его сменил отставной начальник военной разведки (ГРУ ГШ) Александр Шляхтуров.
Судя по заявлению официального представителя СКР Владимира Маркина, руководство «Оборонсервиса» обвиняют прежде всего в махинациях с перепродажей и приватизацией ценной недвижимости в Москве и в Краснодарском крае. На фото: Загородный комплекс в Краснодарском крае был построен более чем за 300 млн рублей, после чего продан всего за 92 млн рублей.
Цена уникальных объектов недвижимости зависит от конъюнктуры рынка и множества других факторов, что создает небывалые возможности как для участников процесса приватизации и перепродажи, так и для следователей СКР — находить при желании многомиллиардное «мошенничество», либо реальное, либо отчасти выдуманное.
Поскольку расследование СКР в первую очередь касается сделок с недвижимостью, то, по словам Маркина, в оборот попала Елена Васильева — бывший начальник департамента имущественных отношений МО и соратник Сердюкова.
В ближайшие три года оборонный бюджет должен вырасти в полтора раза: с 1,9 трлн руб. в 2012 году до 3 трлн в 2015-м, и немалая часть этих средств должна пройти через структуры, связанные с холдингом «Оборонсервис». В российской бюрократической элите борьба за контроль над денежными потоками подобного масштаба часто приводит к серьезным конфликтам.
Кроме того, существует давняя история противостояния Минобороны и структур военной прокуратуры, из которых было образовано Главное военное следственное управление СКР, что сейчас проводит обыски и возбуждает дела. Например, в 2006 году, еще до Сердюкова, в результате конфликта с Минобороны был снят с должности главный военный прокурор Александр Савенков.
Владимир Путин неоднократно и с большой тревогой говорил о том, что в оборону вложены «большие деньги», что «других не будет» и что тратить их надо «с умом».
Очевидно, Путин вполне обоснованно опасается, что попытка срочного преобразования России в передовую военную державу закончится конфузом, что всё растащат, как всегда. Надо думать, что именно этот страх помог СКР получить политическую санкцию на проведение публичного показательного расследования высокопоставленной коррупции в Минобороны.
Впрочем, из этого не следует непременной отставки министра. Сердюков — доверенный путинский назначенец в ключевом силовом министерстве, в котором сегодня совершенно нежелательны массовые кадровые перестановки и неопределенность.
Публичный наезд на «Оборонсервис» направлен прежде всего на среднее звено госаппарата, связанного с исполнением гособоронзаказа, чтобы боялись и сдерживали хватательный рефлекс.
Вполне возможно, на среднем уровне данная пиар-кампания показательной борьбы с коррупцией и закончится: пройдет некоторое перераспределение денежных потоков и собственности, кто-то может получить условный срок, а Сердюков и остальная команда питерских останутся.
|