Одна из главных загадок
сегодняшней нашей действительности – оцепенелое спокойствие, с которым российские регионы въезжают в полноформатный экономический и социальный кризис.
Финансовое положение подавляющего большинства субъектов нашей Федерации ухудшается от месяца к месяцу. Еще в 2011 году сведение регионального бюджета с дефицитом было большой редкостью.
Не потому, конечно, что собственные доходы оказывались больше, чем расходы — чаще было как раз наоборот. Но федеральный центр почти безотказно протягивал руку помощи, и губернаторы, повалявшись в ногах у нужных людей, привозили из Москвы достаточно денег, чтобы свести концы с концами.
В 2012 году суммарный профицит консолидированных региональных бюджетов упал вдвое, а за первые 9 месяцев нынешнего года, по подсчетам Федерального казначейства, и вовсе ушел в минус.
Причин три.
Во-первых, федеральный центр стал выдавать меньше субсидий. Как-никак, кризис набирает ход, казна скудеет, а повышение трат на армию, полицейских, чиновников, депутатов, следователей, судей, тружеников пенитенциарной системы и всех прочих государевых людей никто и не думает отменять или притормаживать.
Во-вторых, региональные экономики, по причине все того же кризиса, с трудом держатся на плаву. По оценке специалистов Высшей школы экономики, собственные доходы субъектов Федерации за прошедшую часть года в лучшем случае кое-как поспевали за инфляцией, и то далеко не везде. Особенно сокрушительным для местных бюджетов оказалось сокращение доли прибыльных предприятий и вытекающий из этого двадцатипроцентный спад поступлений от налога на прибыль.
Наконец, третьей и, пожалуй, главной на этом печальном фоне проблемой стала необходимость выполнять прошлогодние "майские указы" президента Путина, предписывающие радикально повысить зарплаты бюджетникам. Шаг за шагом отступая перед нынешними реалиями во второстепенных пунктах этих указов, в главном Кремль неумолим. От региональных администраций с учащающейся периодичностью и растущей суровостью требуют отчитываться о том, как богатеют местные медики и учителя.
Ничего не поделаешь – плачут, жульничают, подтасовывают статистику, но отчитываются.
Так или иначе, но, по подсчетам ВШЭ, доля трат только на образование в расходах консолидированных региональных бюджетов выросла за последние три года на 5 процентных пунктов.
Из этого ни в коем случае не надо делать вывод, будто власти и в самом деле повернулись лицом к народному образованию. Федеральные расходы по этой статье уверенно сокращаются и, согласно бюджетному плану, так будет и впредь.
Рост образовательных (равно как и медицинских) трат на местах связан всего лишь с увеличением зарплат. Но ведь медицина и образование — это системы, а не совокупности отдельно взятых работников. Кампанейское увеличение заработков персонала, при полном небрежении ко всему остальному, вовсе не приведет к тому, что лечить и учить станут лучше.
Не говоря уже о том, что оскудение местных бюджетов уверенно ведет к ухудшению работы всех систем жизнеобеспечения и к отказу от каких бы то ни было расходов на перспективу, будь то развитие инфраструктуры или простое благоустройство.
Разумеется, не всюду дела идут одинаково плачевно. К примеру, в Центральном федеральном округе бюджеты Москвы и Московской области сведены за 9 месяцев с крупными профицитами, в то время как бюджеты остальных 16 областей дефицитны. Похожая картина и на Северо-Западе. Петербургский и ленинградский областной бюджеты профицитны – по крайней мере, на сегодняшний день. А в бюджетах остальных восьми регионов уже и сейчас дыры, которые наверняка станут только шире к концу года. И так везде. Татарстан держится, а прочие регионы Поволжья в минусе. Большая часть этнических автономий, по традиции снабжаемых федеральными деньгами более аккуратно, чем остальные, смотрятся в бюджетном плане довольно благополучно.
А богатейшие нефтеносные регионы Сибири в минусе, как и сердце нашей экспортноориентированной металлургии — Красноярский край. Иначе говоря, кое-где дела относительно неплохи, но в целом — очень и очень неважны.
Пытаясь проводить противоречащую реальности политику, которую им навязывают сверху, регионы не только экономят на том, на чем следовало бы экономить в последнюю очередь, но еще и влезают в долги. У 10 федеральных субъектов госдолг достиг 100% собственных ежегодных доходов — это уже прямые кандидаты в банкроты. Большинство других только начинают свое движение по этому пути, но вполне способны пройти его за пару-тройку лет.
Бюджетный кризис российских регионов по существу уже начался, хотя еще и не признается официально. Но в следующем году, если государственный экономический курс останется прежним, он станет фактом, очевидным для всех, включая власть.
Что можно сделать? Первое, что способно придти в голову нынешнему руководству страны — это еще разок пройтись наждачком по губернаторам. Между прочим, министр финансов уже предлагает внести в законодательство пункт, предписывающий карать неудачливых областных правителей: "Если губернатор довел область до банкротства, будут приниматься кадровые решения". По сегодняшним правилам, губернатор, кажется, выбирается народом, но это, конечно, сущий пустяк. Более сложная проблема – это то, что федеральные субъекты толкает к банкротству не столько губернаторская злокозненность, сколько безответственная политика федерального центра, неотъемлемой частью которого является беспощадный к региональным ротозеям Минфин.
Поэтому вторая мысль может оказаться более "гуманной" — напечатать побольше денег и разослать их на места. Пусть себе тратят и радуются. Правда, будет всплеск инфляции (которая, к слову, и так снова набирает ход). Но на год–другой политика заливания бюджетного кризиса деньгами – это выход. А вот дальше начнутся крупные проблемы, предчувствие которых пока что удерживает руку, тянущуюся к печатному станку.
Если всерьез отнестись к тому, чего сейчас требует действительность, то нужен секвестр государственных расходов.
Силовых, спортивных и всех прочих, не являющихся абсолютно необходимыми. В том числе — и секвестр майских указов.
А часть освободившихся в центре доходных источников надо передать регионам и муниципальным образованиям. Все это давным-давно назрело и перезрело, однако не делается и вроде как даже не планируется по-настоящему.
Почему? Причин, как всегда, много, но самая очевидная из них в том, что у регионов сейчас просто нет механизмов, позволяющих доходчиво разъяснить центру, что пора менять курс.
При советском режиме был ЦК КПСС, большую часть которого составляли областные первые секретари, по-нынешнему – губернаторы. Регулярно собираясь на свои пленумы, они оказывали неформальное, а иногда и неодолимое давление на центральную власть. В 1990-е годы губернаторский корпус задавал тон в верхней палате — с ней тогда считались.
Вертикализация власти превратила в марионетки и губернаторов, и мэров. Обратный процесс уже начался, однако идет куда медленнее, чем подступает кризис региональных экономик. Нынешний местный актив выглядит способным лишь хныкать и пресмыкаться.
Но те же самые люди, если дела и в самом деле пойдут вразнос, начнут вести себя совсем иначе.
Хватка Москвы на горле регионов не так надежна, как кажется. И уж точно не вечна.
Сергей Шелин
|