На этот вопрос Президент не ответил, не знаю, ответили ли другие участники совещания. Я тоже вряд ли смогу коротко ответить на этот вопрос, но на одну его составляющую ответ значю точно.
Качество современного самолета и его конкурентоспособность во-многом определяется наличием хорошего двигателя, который и работает безотказно, и керосина потребляет в меру.
Советский авиапром не успел создать свой двигатель, последний продукт – ПС-90А – так и не был доведен до кондиции, наработка на отказ в три-четыре раза ниже чем у зарубежных аналогов, а керосина ест столько же.
Его разработчиком и производителем является комплекс «Пермские моторы», контрольный пакет которого в начале 2000-х принадлежал «Интерросу» и американской Pratt&Whittney (но на основе акционерного соглашения «Интеррос» был де факто контролирующим акционером). Так случилось, что я работал в «Интерросе» в это время и занимался этим проектом.
Американцы были, по большому счету, конкурентом (тоже производят двигатели), но в этой конкретной ситуации – партнером. Дело в том, что у PW не было в продуктовой линейке двигателя такой же мощности, на его разработку бы ушло и время, и деньги. Вот и решили они поучаствовать в доработке двигателя – разобрались в его проблемах и прописали лечение с использованием своих знаний и технологий.
Вот уж настоящее «совместное предприятие» получалось.
Дело стало за малым. Американцы – странные люди. Почему-то озаботились вопросом интеллектуальной собственности и попросили российское правительство предоставить права пользования её с обязательством платить роялти с каждого проданного двигателя.
Ну, а нашим палец в рот не клади – чтобы американцы «не дурили» им предложили выкупить всю эту интеллектуальную собственность за 800 млн.долларов, что было сопоставимо с затратами на разработку нового двигателя.
Вот и отказались американцы от этой идеи. А «Интеррос» по просьбе правительства продал свой пакет акций «Пермских моторов» банку ВТБ, который сидит с ним, как собака на сене. А двигатель остался недоработанным и непригодным для современных самолетов.
02.04.2011г. Сергей Алексашенко |