Журналисты и общественные деятели, приглашенные после первой волны массовых протестов против фальсификации парламентских выборов в администрацию президента РФ, подтвердили факт закрытой встречи с Владиславом Сурковым в минувший четверг.
В интервью "Независимой газете" участники беседы предположили, услышали ли их в Кремле, и спрогнозировали, что будет дальше.
О том, что такая встреча состоялась, первыми сообщили сатирик Виктор Шендерович и светская львица Ксения Собчак. Позже полный список участников разговора опубликовал присутствовавший на аудиенции тележурналист Максим Шевченко.
Как выяснилось, кроме него, на Старую площадь были приглашены телеведущий и политолог Сергей Кургинян, президент Совета по стратегическим приоритетам и телеведущий Алексей Пушков, тележурналист, главный редактор "Русской службы новостей" Сергей Доренко, журналист и политический обозреватель Леонид Радзиховский, телеведущий Сергей Минаев, телеведущая Тина Канделаки, режиссер Станислав Говорухин, политтехнолог и галерист Марат Гельман, главный редактор канала Russia Today Маргарита Симоньян и глава Росмолодежи Василий Якеменко.
Маргарита Симоньян заявила "НГ", что не склонна считать митинг на Болотной площади вехой в истории России. Она отметила, что это "было бы слишком громко сказано", однако, по мнению журналистки, "очевидно, что большое количество людей из числа тех, кто принимает решения, не ожидали такой массы народу, того, что недовольство в части общества так остро".
По мнению Симоньян, акция протеста не останется незамеченной. "Очевидно, что многое должно измениться, причем быстро", - сказала она.
В свою очередь, Леонид Радзиховский высказал уверенность, что народный протест властями услышан. "Это событие, которое во второй раз после освистывания Владимира Путина в "Олимпийском" показывает, что кредит доверия ему лично страшно низок, а в некоторых кругах упал до нуля", - отметил политолог, упомянув громкий инцидент, произошедший в конце ноября, когда выход премьера на ринг с поздравлениями после победы Федора Емельяненко в бое с американцем Джеффом Монсоном вызвал недовольный гул и свист на трибунах.
По мнению Радзиховского, после акции протеста "власть итоги выборов не отменит, не будет и перевыборов", а "выборы президента пройдут по уже намеченному сценарию - Путин окажется в компании, в которой не будет испытывать серьезной конкуренции".
Как считает политолог, власти могут бросить "голову Владимира Чурова народу" (то есть отправить его в отставку). Пока, считает Радзиховский, власть растеряна. Как он заверил, встреча у Суркова не была экстраординарной, однако "нынешнее перевозбужденное состояние умов, которые везде ищут заговоры и тайные планы, придает этому особое значение".
Алексей Пушков заявил "НГ", что многое сейчас зависит от самой власти. По его мнению, у Путина сохранился еще достаточно высокий уровень авторитета, который можно задействовать: "он даст результаты, если будут предприняты конкретные действия, которые общество ждет от власти".
Все происходящее, по его словам, вызвано тем, что "нарушился диалог между властью и обществом". Как считает политолог, россияне сейчас ждут не столько улучшения материального положения, "сколько того, чтобы власть начала серьезно слышать людей, чем они недовольны".
А люди "недовольны высокой степенью бюрократизации жизни, высоким уровнем коррупции". В то же время Пушков отказался предсказывать реакцию власти.
Сергей Доренко, отвечая на вопросы издания о митингах, заявил, что протестные демонстрации такого масштаба, по его мнению, - "это поколенческо-эстетическая проблема".
Как считает Доренко, люди, которые пришли на Болотную площадь, раздражены не политикой, а "культурно-эстетическим поведением своих отцов". "Молодые, туда пришедшие, абсолютно четко ощутили то, что они - запертое поколение", - уверен журналист.
По его мнению, к такому выводу они пришли, посчитав, сколько еще будет править Путин, после того, как было объявлено о его намерении баллотироваться на третий срок.
По мнению Марата Гельмана, власть на митинге на Болотной площади показала, что "можно обеспечить безопасность и никого не забирать во время акций протеста".
"Люди, про которых чиновники говорили, что они все равно голосовать не пойдут, оказались новым политическим классом, и их надо учитывать", - отметил политтехнолог. Как он считает, окончательно можно будет узнать о влиянии протестных митингов в день президентских выборов.
Еще один участник встречи с Сурковым Сергей Минаев уверен, что другого пути, кроме как пойти на диалог с обществом, у власти нет.
По его мнению, власть сейчас будет наказывать отдельных людей, которые занимались фальсификациями. "На Болотной площади были и откровенные провокаторы – та же Чирикова, Немцов, но были и люди, которые пришли выразить свою гражданскую позицию", - заявил телеведущий, имея в виду оппозиционера Бориса Немцова и главу движения в защиту Химкинского леса Евгению Чирикову.
По мнению Минаева, со своей оценкой ситуации теперь должен выступать президент. "Не может быть такого, что на улицу вышли многие тысячи людей, а президент молчит. Все ждут его реакции", - отметил журналист.
Максим Шевченко заявил "НГ", что испытывает смешанные чувства по поводу субботнего митинга. С одной стороны, акцией руководила "Солидарность" и Борис Немцов, которые категорически не нравятся тележурналисту.
В то же время складывалось впечатление, что митинг организован и при поддержке самой власти - "там были люди, которые многократно обогревались президентом Медведевым - Дмитрий Парфенов, Олег Кашин" , отметил Шевченко. По его мнению, "есть ощущение, будто акция организована либеральными силами, имеющими отношение к кремлевской власти и это была демонстрация Путину, что против него сложилась определенная коалиция".
Первым о секретной беседе представителей интеллигенции с Сурковым в "Ежедневном журнале" сообщил в субботу, когда в Москве проходила крупнейшая акция протеста на Болотной площади, сатирик Виктор Шендерович.
Со ссылкой на "вполне надежные источники" он написал, что 8 декабря около семи часов вечера первый заместитель главы администрации президента пригласил на Старую площадь "группу интеллектуалов и произвел с ними совместный мозговой штурм по вопросу о том, что делать с проснувшимся населением".
Шендерович среди участников встречи назвал Сергея Кургиняна, Максима Шевченко, Алексея Пушков, Сергея Доренко, Леонида Радзиховского, Сергея Минаева и Тину Канделаки.
"Болотный оборотень" Канделаки и засланные на митинг: как стало известно о встрече
В тот же день о секретной встрече c Сурковым в своем Twitter также поведала скандальная журналистка и светская львица Ксения Собчак.
Комментируя появление одной из участниц беседы Тины Канделаки на Болотной площади, Собчак назвала "болотным оборотнем", "троянским конем администрации" телеведущую, собравшую на днях тысячи комментариев своим признанием в блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы", что она голосовала за "Единую Россию".
"Она идёт (на митинг), потому что это два дня назад согласовала с администрацией! Смешно!", - написала Собчак, добавив, что "у нас теперь не только "оборотни в погонах" но и "оборотни на митинге". Все превращают в фарс. Специально".
Как отмечает в связи с разоблачением Ксенией Собчак коварства Канделаки "Новый регион", на справедливость подозрений светской львицы в разнарядке на митинг, поступившей из администрации президента, наводит присутствие на Болотной близких к властям персонажей - жены бизнесмена Олега Дерипаски Полины, супруги прокремлевского режисёра Федора Бондарчука Светланы и других подобных "звёзд".
О том, что митинг на Болотной 10 декабря был использован кремлёвскими пиарщиками в своих целях, говорит и то, что его показали в выпусках новостей все центральные российские каналы, отмечает издание.
Постом "Ответ дуракам" откликнулся в своем блоге на высказывания Шендеровича и Собчак о тайной встрече у Суркова один из участников беседы Максим Шевченко. Он подтвердил факт беседы и перечислил всех приглашенных на Старую площадь, добавив к списку Шендеровича Станислава Говорухина, Марата Гельмана, Маргариту Симоньян и Василия Якеменко. Шевченко подчеркнул, что на Старой площади собрались люди "самых РАЗНЫХ политических взглядов", и с некоторыми из них его "разделяет политическая пропасть".
Как рассказал Шевченко, на встрече "все высказывали свое мнение, давали прогнозы". "Инструктажом это могут считать только ущербные кретины, чье мнение никого не интересует", - с возмущением написал телеведущий относительно обвинений Шендеровича и Собчак. "Власть слушала. Мы говорили. Мнения были - от все разрешить до ничего не разрешать", - пояснил он.
Подробности беседы Шевченко, тем не менее, излагать не стал, сославшись на то, что "личный откровенный разговор не подразумевает публичного рассказа о нем в прессе".
|